Президент США Дональд Трамп вчера заявил, что Иран и США начали прямые переговоры. Также Трамп отметил, что если диалог по ядерной программе между Соединенными Штатами и Ираном будет безуспешным, то Тегерану будет грозить огромная опасность. Все эти заявления были сделаны во время встречи Трампа с израильским премьером Биньямином Нетаньяху, главным врагом Ирана.
В связи с этим корреспондент Axar.az взял интервью у российского политолога, специалиста по межнациональным конфликтам и эксперта по вопросам безопасности Евгения Михайлова:
- Могли ли Трамп с Нетаньяху договориться о чем-то тайном, ввиду чего глава Белого дома начал делать такие заявления?
- Нужно учитывать любые варианты. Вполне вероятно, Трамп с Нетаньяху договорились о том, что в случае чего, они нанесут совместный удар по Ирану и начнут эти действия с разных сторон. Верить Израилю или США о том, что они смогут убедить Иран силовыми методами согласиться на их требования, не стоит. Иран - это не та страна, с которой можно говорить жестко. Только на равноправных условиях и при участии третьих сторон для переговоров можно как-то беседовать с Ираном. Иран - серьезный игрок. И соответственно, я допускаю какие-нибудь тайные планы Трампа и Нетаньяху в случае, если Иран не пойдет на требования США.
- Учитывая близкие отношения Ирана с Россией, и то, что РФ и США начали конструктивный диалог и сближение, может ли как-то повлиять на российско-американские отношения обострение конфликта исламской республики со Штатами?
- У меня нет никаких сомнений в том, что Россия приложит максимум усилий для сближения интересов и налаживания диалога между США и Ираном. У нас есть с Ираном союзные договора и конечно же российско-американские отношения, если они улучшатся. Но это не говорит о том, что мы бросаем союзников и абстрагируемся от ситуации. Россия недалеко с Ираном. Мы совместно делаем определенные геополитические и экономические проекты. США должны учитывать, что у России с Ираном есть дружеские отношения. И поэтому делать громкие заявления против Ирана, не опираясь и не осматриваясь в сторону России, это глубокая ошибка как Израиля, так и США. Я думаю, что не будет такого, что Израиль и США приняли какое-то решение, начали конфликт с Ираном и Москва в данном случае вряд ли останется в стороне.
- Если ситуация накалится и может начаться война, как это повлияет на Южный Кавказ, в том числе особенно на Азербайджан?
- Ситуация до войны не дойдет. Но в случае начала боевых действий потепление отношений между Баку и Тегераном останется в стороне. Здесь главное, чтобы Баку не поддержал Израиль, так как Израиль является союзником Баку по многим направлениям. Баку должен дистанцироваться от конфликта, если он начнется. Но я думаю, что вряд ли подобная ситуация произойдет, потому что это будет уже глобальная война. Иран - это не та страна, с которой нужно действовать с позиции силы и угроз. У Ирана достаточный запас прочности и определенных отношений с другими странами, чтобы американцам и Израилю можно было легко разгромить эту страну. А Баку на фоне потеплений отношений с Тегераном необходимо приложить со своей стороны усилия, чтобы конфликт политический не перерос в военный. У Баку тоже достаточно влияния, если уже Азербайджан возглавляет движение стран неприсоединения. Азербайджан является серьезным игроком на международной арене. Азербайджан заинтересован в безопасности в регионе и может приложить совместные с Россией усилия для стабилизации обстановки и недопущения конфликта. Здесь нужно учитывать и турецкие интересы. Турция не заинтересована в том, чтобы Иран прекратил свое существование как страна, потому что, тогда у Израиля не останется противовеса на Ближнем Востоке и Израиль может очень жестко поддавить турецкие национальные интересы. А Анкара и Баку - это стратегические партнеры. Так что ситуация очень непростая, и из нее нужно выходить исключительно дипломатическим путем. Махание шашек, как это делают США и Израиль, до добра не доведет. Здесь уже нужно более жестко отстаивать собственные национальные интересы в регионе.