Главная страница Политика |
Общий котел и на льду закипит»: исламское духовенство Азербайджана и России имеет общую судьбу. Исследуем историю отношений.
Таким мнением в беседе с Axar.az поделился политический обозреватель PolitRUS Ильгар Гасанов.
По его словам, духовная жизнь в Азербайджане уникальна:
«При столь, казалось бы, больших противоречиях в верованиях, понимании основ морали и нравственности, населяющие республику этносы относятся друг к другу с необыкновенным уважением. Наиболее показателен тот факт, что наша страна – единственная из мусульманских государств, где сунниты и шииты вместе, в одно время воздают молитвы Всевышнему. Безусловно, в этом неоценимая заслуга президента Ильхама Алиева, который уже более 20 лет выполняет труднейшую задачу по поддержанию гражданского мира и спокойствия. Благодаря гибкой внутренней политике ему удалось стать покровителем многоконфессионального народа, сплотив между собой христиан, огнепоклонников, иудеев и многих других. Такое под силу только истинно национальному лидеру. Однако основы такой многоконфессиональности сложились в результате непростых исторических условий формирования азербайджанской государственности. И XIX век, когда Азербайджан был частью Российской империи, и XX век, когда стал одной из республик Советского Союза, были периодами масштабных изменений и, вместе с тем, духовной интеграции с многонациональной российской державой».
Гасанов подчеркивает, что Россия была самой толерантной к мусульманам страной из всех христианских государств: Коран впервые перевели на русский язык еще при Петре I. А важнейшую роль в формировании исламской культуры в России сыграл указ Екатерины II от 1773 года «О терпимости всех вероисповеданий».
«Он был принят после визита императрицы в Казань, где местные татары просили ее о небольшом дозволении – возможности строить каменные мечети. Однако с момента подписания указа были сняты любые ограничения на строительство мусульманских общественных заведений, в том числе религиозных школ, а православному духовенству запретили вмешиваться в политику, касающуюся конфессиональных меньшинств. Следствием таких мер стало строительство новых мечетей в Казани, Яицком городке, Касимове и в других местах. Екатерина II обязалась «охранять и защищать храмы и природную веру, коей свободное отправление со всеми законными обрядами пребудет неприкосновенно. XIX веке прикаспийские земли вошли в состав Российской империи. С того момента между азербайджанцами и русскими практически не возникало религиозных противоречий. Мусульманам Закавказья давалась полная свобода вероисповедания. Муллам в Азербайджане стали назначать содержание из государственной казны, которое в некоторых случаях превышало средства, выделяемые на содержание христианских институтов. Тюркские мусульмане получили свободу воздвигать мектебы и медресе, что улучшило качество религиозного образования, и правительство помогало им в этом», - сказал политический обозреватель.
По его словам, через Магометанское духовное управление – по сути, первую духовную организацию для мусульман – расширилось взаимное сотрудничество азербайджанцев с российскими мусульманами, преимущественно населяющими Сибирь и Северный Кавказ:
«Местный муфтиат обрел высокую значимость: его представители могли проводить духовные суды, беспрепятственно печатать религиозную литературу, свободно выезжать на хадж. С другой стороны, Азербайджан был регионом, который больше, чем какой-либо другой из населенных мусульманами, находился под европейским влиянием. Здесь были восприняты и получили развитие многие просветительские и философские идеи, что позволило превратить Баку в крупный промышленный и исторический центр. Азербайджанцы в императорской армии также пользовались особым уважением. Расширение их прав мотивировалось тем, что тюркское население всегда доблестно исполняло свой долг перед государством. Потому мусульманское военное духовенство имело уникальное положение, а солдаты и офицеры могли отправлять исламские обряды и совершать намазы. В начале XX века контакты между этническими мусульманами в России укрепились. Это произошло вследствие издания в 1905 году указа императором Николаем II «Об укреплении начала веротерпимости», который существенно изменил правовой статус иноверных исповеданий, что отразилось и на положении мусульман. Постепенно организовывалось течение, направленное на формирование мусульманскими народами общей культурной автономии внутри огромной страны. Одними из его идеологов стали именно азербайджанцы».
Гасанов подчеркивает, что после революционных событий 1918 года мусульманам не удалось избежать гонений со стороны советской власти, впрочем, как и другим конфессиям.
«Однако они обладали наибольшей свободой воли среди всех представителей религиозной общественности. Это обуславливалось тем, что ислам для большинства исповедующих его народов является частью национального самосознания. Впоследствии было принято решение создать для них собственные национальные республики. Так, одной из первых провозглашена Азербайджанская Демократическая Республика – первая на мусульманском Востоке и первое государство исламского народа, основанное на отделении религии от власти. Противостоять общей политике атеизма помогла консолидация усилий российских и азербайджанских мусульман. В Средней Азии, в Азербайджане, на Кавказе и Сибири исламское духовенство интегрировалось во власть, чего не было у православных христиан: муллам давали возможность избирать и быть избранными в партию на руководящие должности. А в 1944 году постановлением Верховного Совета СССР создан религиозный центр – Духовное Управление мусульман Закавказья, вновь, уже на официальном уровне, объединивший последователей пророка Мухаммеда. Причем главой был назначен шиит, а его заместителем – суннит. Управлению было разрешено проводить регулярные съезды. Так, к началу 1960-х годов их прошло больше пяти. Постепенно начали открываться новые мечети: в 1976-м году в Азербайджане начитывалось 16 зарегистрированных мечетей и одна медресе, а в 1985-м уже более восемнадцати. Хотя веяния времени все же проникали в республику: во второй половине XX века многие женщины давно сняли хиджаб. Воплощались в жизнь идеи равноправия, и каждый сам мог решать, оставаться ли ему верным традициям или полностью следовать марксистскому учению. Под влиянием внешних факторов и проводившейся культурной политики ислам в Азербайджане преобразился сильнейшим образом. При этом стало отчетливо ясно: советская власть увидела в азербайджанских мусульманах не врагов социалистическому строю, а союзников, готовых защищать свое Отечество и работать на его благо», - сказал наш собеседник.
По его словам, связь между Азербайджаном и Россией не прервалась: русские самоотверженно помогают освобождать наши исконные территории.
«Но что более важно – мы сохраняем и приумножаем наши достижения в укреплении общей веры. Азербайджанский муфтиат активно взаимодействует с Духовным собранием мусульман России, развивая идеи безопасности и процветания двух народов. Баку стал центром притяжения мировых религий. Яркий пример – Саммит Религиозных Лидеров Мира, участие в котором принимают общественные деятели из более чем 70 стран. Российское представительство в составе Управления Мусульман Кавказа всегда делится опытом по развитию межрелигиозного диалога, противодействию ксенофобии и радикализма. Кроме того, азербайджанское духовенство совместно с исламскими лидерами России выступает единым фронтом в борьбе с международным терроризмом, проникающим под маской псевдорелигиозного учения на территории наших государств. Несмотря на попытки радикализации ислама в странах Ближнего Востока, наши духовные лидеры сохраняют чистоту веры и несут ее свет народам Закавказья и России. К сожалению, всемирная пандемия нарушила многие планы. Но без сомнений, в будущем укрепление диалога между азербайджанским и русским духовенством позволит избежать многих угроз для нашего общества», - сказал Гасанов.
Дата
2021.03.31 / 15:43
|
Автор
Али Мамедов
|