Не очень-то терпеливо, особенно, не очень-то с доверием относятся (причем, вполне справедливо!) к армянским политикам политические аналитики, когда обвиняют армянского премьера Николя Пашиняна в том, что якобы он стремится выиграть время. Подобные рассуждения на первый взгляд, не очень-то сходятся, даже не совсем согласовываются с теми политическими процессами в Армении, которые мы наблюдаем почти повседневно.
Как минимум формально, на самом же деле, создается именно такое впечатление: несмотря на то, что нынешний армянский премьер-министр продолжает интенсивно работать со своей внутренней общественно-политической аудиторией, постоянно стараясь убедить их в том, что улучшение отношений с Анкарой и Баку не только необходимы, даже жизненно важны для Еревана, все же портфели дипломатов еще пусты.
Никол Пашинян даже делает первые практические дипломатические шаги в этом направлении, но к сожалению, пока практических результатов нет: еще не подписаны какие–то юридические документы, пока все находятся на словесном уровне, еще не достигнуты официальные юридические соглашения.
Даже несмотря на то, что почти все позитивно отозвались о последней встрече в Абу-Даби (ОАЭ), все-таки, намерения сторон еще не нашли свое отражение в конкретных документах.
Поэтому часть политических аналитиков и даже простых наблюдателей когда с подозрением относится к ходу процессов, как отметили чуть выше, кажутся не совсем уж субъективными.
Но мы считаем, что процесс не так уж прост как он кажется на первый взгляд: армянское общество десятилетиями подвергалось к шовинистической идеологической обработке, ему внушали чуть ли не национал-фашистские небылицы о «великой Армении», даже об «исключительности» (якобы они первыми приняли христианство!), об «особом предназначении армянского народа», о том, что тюрки являются вечными врагами армянского народа!
Армения почти тридцать лет вела войну против соседнего Азербайджана, пытаясь присоединить к себе часть его территории. Теперь же не совсем уж легко убедить этот народ в противоположном, особенно если учесть, что не только криминально-реваншистская оппозиция, даже армянская церковь при активной поддержке Кремля продолжает «мутить воду».
Особо следует отметить такое обстоятельство, что Николь Пашинян, чтобы самостоятельно принимать государственные и правительственные решения, чтобы поставить свою страну на реалистические рельсы развития, вынужден конфликтовать и с армянской церковью, которая не только тысячелетиями направляла армянский народ, но часто за него сделала политический и даже геополитический выбор. Не секрет, что не только за криминальной оппозицией, но даже за армянской церковью скрываются именно кремлевские силы, т.е., и на этот раз, как говорится, следы ведут в Москву...
Но все же Пашинян продолжает управлять страной, пока ни Кремль, ни поддерживаемые ими оппозиция и церковь не смогли лишить его этой функции и полномочий.
Мало того, нынешний армянский премьер-министр продолжает озвучивать свои устные заявления, даже «политические уроки» для своего народа, несмотря на то, что многое из сказанного им вовсе не является привычной для армянского общества, наоборот, все эти призывы в какой-то степени являются совсем необычной для веками искаженного сознания среднестатистического армянина. Да, все это пока делается в чисто словесном, устном уровне. Но не лучше ли было бы, если Пашинян начал делать хоть малые, но все же практические и конкретные шаги? Ведь несмотря на то, что армянские власти и правительство убеждает всех в том, что якобы проект новой конституции уже готов, даже якобы к концу года решится и Зангезурская проблема, все же все мы пока воспринимаем подобные заявления, как чисто словесные политические обещания.
Спрашивается: неужели господин премьер Пашинян не может, например, конкретизировать свои позиции по поводу Минской Группы? Неужели он тоже считает, что «миссия» этого института еще не исчерпана, бывший карабахский конфликт еще не завершен? Тогда в чем же разница между реваншистской оппозицией и его командой? Признаться, очень хочется вникнуть в суть политики армянского премьера, понять истинные мотивы его политического поведения. Невольно думается, что может Николь с подобными маневрами старается обмануть не только своих новых партнеров, т.е. Запада, но даже Баку и Анкару?..
Но сразу согласиться с подобными оценками тоже не так уж просто, потому что не только сам Пашинян, даже другие члены его команды продолжают свои «политические уроки», чтобы подготовить армянское общество к принятию новых политических решений. Еще раз хочется заметить, что все это довольно сложное занятие: мешает не только промосковская криминальна оппозиция, но даже армянская церковь…
Плюс, главным для Николя Пашиняна является победа на предстоящих парламентских выборах. Шансы у него, причем серьезные, имеются. Пашинян формально в опросах опережает всех своих соперников, но это еще не совсем уж решающее преимущество и считается, что если даже Николь выиграет выборы, все равно, это станет весьма хрупкой победой.
Что же должны предпринять мы? Может быть, ошибаемся, но думаю, что мы не должны торопить армянского премьера. Пусть он выиграет выборы. Все-таки, это будет для него карт-бланшем.
Если он победит на выборах, у него появятся реальные возможности для конкретных шагов. Если этот человек и тогда продолжит тянуть время, чтобы как-то выиграть его, тогда и мы подумаем о конкретных мерах давления на Армению, хотя в этом контексте самой эффективной мерой является продолжения блокады Армении: если Ереван на самом деле решить отдалиться от Москвы, у него не будет другого выхода, чем улучшить отношения с Баку и Анкарой.
Пока нам кажется, что если Пашинян останется у власти, следующий срок его правления станет решающим, потому что все (в том числе, большая часть армянского общества) будут требовать от него более конкретных шагов в направлении изменения и нормализации региональной политики страны, положить конец дилемме «война или мир с соседями?», потому что неопределенная ситуация не может продолжаться вечно, когда-то всему приходит конец.
Должна быть, как заметили чуть выше, ясность в отношениях и с Россией; или Ереван найдет себе новых друзей-партнеров, или он продолжит прежние отношения с Москвой. Пока видно то, что Кремль оказывает давление не только на Ереван, но даже на Баку.
Если давление на Ереван совершается изнутри (церковь, реваншистская оппозиция, усиление и укрепление военных баз и т.д.), в случае с Баку это происходит извне, потому что в Азербайджане у Москвы нет внутренних рычагов давления. Кремль опять объявил войну азербайджанцам, проживающим в России. Это типичный путинский прием: как только пришел к власти, он начал считать деньги, которых трудовые мигранты ежегодно отправляют своим семьям. Та же политика проводится по сей день: проводятся силовые рейды против азербайджанцев.
Тут невольно напрашивается резонный вопрос: Господи, в каком же веке мы живем? Почему против людей, которые заняты мелкой торговлей должны проводиться специальные рейды? Неужели, и теперь, как в былое советское время, торговля считается спекулянтством, даже экономическим преступлением? Если человек получил разрешение, чтобы находиться и трудиться в России, почему же он должен преследоваться «правоохранительными органами»?
Думаю, что вовсе не стоит ломать голову над подобными «вопросами». Проблема не в том, что Россия еще не правовое, не свободное государство, а в том, что она еще безобразная империя, которая применяет все меры и способы, чтобы оказать давление на свои бывшие колонии. Поэтому в отношении и Армении, мы должны учитывать это обстоятельство: время порою превращает в друзей даже недругов. Пусть Николь Пашинян выиграет свои выборы, пусть он останется у власти. Посмотрим, что же он скажет тогда?..