Наверх

Ислам стал политической инструкцией Ирана, а Баку...

Главная страница Политика
12 Punto 14 Punto 16 Punto 18 Punto

Сперва сделаем небольшое «идеологическое отступление». В истории известны массы очень красивых и весьма привлекательных идей, которые в разное время были выдвинуты и разработаны гениальными умами человечества.

Но, после того, как они были приняты т.н. «реал-политиками» (точнее: политиканами!) и превращены в «рабочие политические идеологии», те не только потеряли свою былую привлекательность, даже превратились в опасные политические течения.

Например, в свое время возникла и быстро распространилась такая идеология, как национализм: да, большие империи распались, на их месте возникли первые национальные государства. Но во что превратилась в конечном итоге эта идея, что сотворили из нее фашисты? Да, не только Шопенгауер и Ницше, даже Гете и Вагнер были объявлены идеологами «великой нации» и «великой расы».

То же самое можно сказать о другой и в свое время очень модной идее – коммунизме. Подобные социальные утопии веками занимали умы великих сыновей человечества. Сколько сочинений-трактатов были написаны о совершенных городах-государствах или же полисах! В этом списке такие утописты, как Сен-Симон, Оуэн или Фурье (первая утопическая тройка марксистов!) вовсе не были первыми.

Разве в свое время – в годы советской власти даже мы азербайджанцы с гордостью не утверждали, что великий Низами в своем «Исгандернаме» почти первым описал идеальное общество, т.е. коммунизм! А до него об этом писал и другой тюркско-мусульманский философ Фараби. То же самое можно говорить и о других известных и не менее влиятельных именах – Томасе Море, Томмасо Кампанелле, Френсисе Беконе и др.

Одним словом, эта идея существовала еще до марксистов-ленинцев. Но во что превратили ее последние? В свое время я был самым обычным молодым советским человеком, поэтому приходилось читать довольно много о Марксе, Энгельсе и Ленине.

В биографии Ленина была очень интересная деталь. Во время выпускных экзаменов в гимназии он получил высокие оценки по всем предметам, только преподаватель логики не поставил ему «отлично». Эта деталь всегда нам казалась весьма символичной, по той причине последующие годы показали, что у Ленина всегда были проблемы с логикой, в его позициях к различным проблемам всегда не хватало именно здоровой логики.

«Как обеспечить равенство между людей?». Ответ Владимира Ленина был прост: надо уничтожить богатых, хотя не только классики марксизма, даже такие большевики, как Н. Бухарин и др. уже понимали, что это вовсе не самый верный выход из положения. Вместо того, чтобы уничтожить богатых, надо искать пути, как сделать богатыми бедных!

Или как «решил» Ленин «основную проблему философии»? Он посадил всех российских философов в один корабль и выслал из России! Опять же его «логика» была проста: если нет философов-идеалистов, значит нет и идеализма! Его же самого, как философа, лучше всех охарактеризовал один из героев Умберто Эко: если один день проспишь с Надеждой Крупской, напишешь не только «Материализм и эмпириокритицизм»!

Бывший советский философ-диссидент А. Зиновьев вспоминал, что когда в первый раз начал изучать философские труды Дюринга, сразу пришло в голову, что последний как философ как минимум в десять раз сильнее Энгельса! Но и тут сыграла свою роль ленинская-советская логика: «Анти-Дюринга» читать можно, а вот самого Дюринга нет! Или можно читать не самого Маха, а его ленинскую критику…

Таким образом, марксизм-ленинизм почти покончил коммунистической идеей, превратив ее в партийную инструкцию. То же самое делает с Исламом теперь духовенство-муллократия в Иране, хотя Ислам является самой совершенной и системной среди всех монотеистических религий. Это признают даже некоторые христианские теологи: в христианстве такого совершенства нет. Библия напоминает детские сказки или в лучшем случае, небольших философских притчей – какими бы прекрасными не были библейские притчи, все же в них нет такого совершенства, которого мы наблюдаем в Коране…

Но, что делают «иранские стражи Ислама»? В 21-м веке подвергают людей к оскорбительным телесным наказаниям! Невольно думаешь, что, Господи, неужели Ислам как религия является в такой степени беспомощной? Неужели в Исламе нет нужных и необходимых аргументов, чтобы более цивилизованным образом отстаивать собственные утверждения и каноны? Неужели, религия, число последователей которой превышает миллиарды людей, чтобы цивилизованным образом оспаривать аргументы такого простого писателя, как Салман Рушди, прибегает к таким тяжким мерам, как фетва о смерти писателя?

Представьте себе, писатель Салман Рушди и физик, нобелевский лауреат Абдус Салам являются пакистанскими мусульманами. Один из них отрицает некоторые истины Ислама, другой же наоборот, говорит, что к созданию могущественной физической теории его вдохновили Ислам и Коран! Разве это в очередной раз не доказывает, что Ислам, как религия, вовсе не беспомощна, у нее кроме таких оппонентов, как Рушди, есть такие последователи, как Салам, поэтому она как религия вовсе не нуждается в «услугах» иранского духовенства или же прочих религиозных радикал-фанатов.

Через сотни лет после Инквизиции католическая церковь была вынуждена просить извинения за некоторые свои ошибочные решения и поступки. Может быть когда–то и мусульманские священники будут просить извинения за те ошибочные решения, которые принимали в свое время иранские муллы?

Автор этих строк никогда не был коммунистом, тем более, что ярым верующим-исламистом, нет, он всегда считал себя простым демократом и по сей день является им.

Но иногда кажется, что человечество к одной и той же цели шло различными путями: разве конвергенция современного капитализма и социализма, либерализма и социал-демократии не подтверждает это?

В конце концов, как было сказано нашими предками–суфиями, совершенный человек, постигнув тайны мироздания, сам примет решение о собственной судьбе – все остальные институты, даже само государство будет всего лишь промежуточной стадией на этом длительном пути…

Теперь о самом главном: почему мы остановились на этих деталях исламской идеологии? Дело в том, что в апреле Баку посетит с официальным визитом иранский президент Масуд Пезешкиан. На самом деле, мы ждали его во время мероприятий СОР29, но тогда Пезешкиан не приехал в Баку, мотивируя это тем, что не хотел встречаться с израильским президентом.

Последний же, если не ошибаемся, не смог осуществить свой визит по техническим причинам…

Теперь существуют весьма большие ожидания в контексте первого визита иранского президента Пезешкиана в Баку. Все надеются, что этот визит приведет к нормализации существующих отношений между Баку и Тегераном, стороны наконец-то договорятся в таком актуальном вопросе, как Зангезурский коридор.

Кроме того, возможны серьезные последствия визита и для северных и южных азербайджанских тюрков – наши сограждане весьма заинтересованы в расширении культурных и политических прав своих южных соотечественников. По мере возможности, доктор Пезешкиан на встречах со своими южными собратьями использует азербайджанский язык, т.е. говорит с ними на родном азербайджанском языке. Но этому процессу надо придать необратимый характер, чтобы все это не носило эпизодический характер – южане де-юре и де-факто расширили хотя бы свои культурные права.

Самым главным является то, что к сожалению в Иране президенты – реформаторы, в том числе доктор Пезешкиан в контексте политических обещаний вообще, не скупаются, но все эти обещания, как правило, после выборов вовсе не реализуются, а просто-напросто забываются…

Тут заметим еще одну деталь. Чуть выше написали пару слов об иранском Исламе. Отметим, что не только у северных и южных азербайджанцев, вообще, у всего Мира ожидания от президентов – реформаторов весьма большие, но к сожалению до сих пор все президенты – реформаторы, для смягчения существующего политического режима в Иране, для его либерализации ничего не сделали: они так или иначе завершив свой президентский срок покидали большую политику. Поэтому тут напрашивается весьма резонный вопрос: неужели такая участь ждет и Пезешкиана?..

Сейчас наблюдается весьма напряженная геополитическая обстановка вокруг Ирана. Мы точно не знаем, чем же все это закончится. Но понятно одно - в начале иранской исламской революции молодые иранцы гранатами в руках бросались на вражеские танки, даже на корабли. Теперь вряд ли такие найдутся. Если даже найдутся, вряд ли их будет так много, потому что десятилетия вовсе не прошли даром, люди как следует узнали иранское духовенство – именно поэтому мы чуть выше так подробно остановились на такой идеологии, как иранский Ислам…

В конце хочется отметить еще одну важную деталь. Визит Пезешкиана может придать симметрический характер к существующим отношениям между Баку и Тегераном. Еще раз заметим, что в геополитическом плане ситуация теперь весьма сложна для Ирана, но несмотря на это, наш Азербайджан протянул руку дружбы своему южному соседу: ответит ли Иран такой же искренностью?..

Дата
2025.04.07 / 14:36
Автор
Гусейнбала Салимов
Смотрите также

В Баку прибудет иранский министр

Бегаи: Иран назначит посла в Азербайджан

Шавкат Мирзиёев принял Сахибу Гафарову

Москва и Баку ищут компромисс в вопросе Русского дома

Аббас Джума: Если бы не Иран, Зангезур был бы открыт

Азербайджан поздравил Панаму

Сахиба Гафарова встретилась со спикером Кнессета

Офис Зеленского: Нужно идти на второй срок

Прямые переговоры с США бессмысленны - Арагчи

Глава МИД Финляндии: Не время звонить Путину

Лента новостей
Bize yazin Bağla
ArxivBağla