Главная страница Политика |
Без особого преувеличения можно сказать, что, как минимум, первые месяцы 2025 года привлекут внимание всех — от простых до опытных политических наблюдателей, аналитиков и политологов — благодаря одной важной политической детали: началу президентства нового американского лидера Дональда Трампа.
Уже больше месяца люди самого разного «политического калибра» продолжают анализировать — для себя и для СМИ — политические, геополитические и даже экономические перемены, которые могут наступить с приходом Трампа к власти.
НАТО и ЕС, отношения с Россией и Китаем, украинская и ближневосточные войны, политика в отношении Ирана — всё это не полный перечень основных направлений, куда Трамп может внести существенные изменения. Политические наблюдатели добавляют сюда вопросы Гренландии и Панамы, отношения с соседними государствами американского континента, а также анти-миграционную политику нового американского президента – миллиардера.
Пожалуй, начнем с Гренландии, потому что, вопреки ожиданиям некоторых, Трамп всё равно не «закроет» НАТО, даже если очень захочет — ведь это не столь просто!
А так, всем интересно: почему Штаты и Россию в последнее время так привлекают Арктика и её побережья? Возможно, и тут имеются не всем известные причины, которые еще предстоит выяснить.
Но помнится, ещё в 90-х годах прошлого века в одной книге по морскому праву было написано, что в Арктике и ее побережьях имеются огромные запасы нефти. Пока добыча этих нефтяных запасов технически очень сложная, даже невозможная задача. Разумеется, так будет не вечно, рано или поздно ученые найдут ключ и к «чёрному золоту» Арктики. Может, последняя привлекает Вашингтон и Москву по этой причине? Этот вопрос мы оставляем открытым, потому что даже сами не знаем точного ответа на него.
Что же касается Панамского канала; ещё в годы перестройки (или накануне – уже точно не помнится!) США активно занялись и этой проблемой. Но попытки полностью «приватизировать» Панамский канал могут обострить отношения Вашингтона с соседними государствами, особенно в условиях, когда они и так довольно напряжены и натянуты.
Но главным направлением политических усилий американского президента, наверное, будет украинская война: так считают не только маститые политологи и аналитики, но и самые простые политические наблюдатели. Трамп говорит, что пора положить конец к этой войне. Прав ли он?
Думается, да, потому что вечных войн не бывает, когда-то все войны так или иначе заканчиваются. Но спрашивается: какой ценой? при каких условиях? какие требования будут у русских? на какие уступки (а без них, наверное, закончить войну не удастся!) готовы Украина и ее западные партнеры, в том числе, Штаты?
Российский президент также иногда заявляет, что он готов начать мирные переговоры с Украиной и ее союзниками. Кремль иногда намекает даже на свое главное требование: якобы они не ставят знак равенства между НАТО и ЕС, и готовы начать диалог с нейтральной Украиной!
Вроде, подобные заявления и требования Кремля не так уж настораживают западных партнеров Украины, потому что они сами не раз намекали на то, что готовы, мягко говоря, не торопиться с вступлением Украины в ряды Североатлантического Альянса. Как минимум, в ближайшей перспективе ни у США, ни у их европейских союзников подобных намерений нет, потому что принятие в настоящее время Украины в ряды НАТО означало бы крупномасштабную войну Запада и России.
Плюс, мы уже не раз отмечали, что есть пример другой постсоветской страны, т.е. Молдовы, которая сохраняя дистанцию с НАТО, пытается интегрироваться в ЕС! Поэтому возникает резонный вопрос: может и Киеву стоит пробовать этот сценарий?
Но в настоящее время наблюдается обострение отношений между Москвой и Кишиневом, особенно, после повторного избирания президента Майи Санду. Поэтому всех уже тревожит другой вопрос: а не станет ли Молдова новой мишенью российской агрессии? Более того, люди задаются ещё одним вопросом: можно ли поверить заявлениям российских политиков и дипломатов о том, что для них главной проблемой является только расширение НАТО на Восток, т.е. на территории некоторых бывших постсоветских стран?
Что касается «ближневосточного геополитического узла», то с приходом Трампа к власти Израиль получит надежного союзника: хоть в настоящее время отношения между Вашингтоном и Тель-Авивом предельно тесные, США продолжают оставаться главным союзником Израиля.
Поэтому с приходом Трампа в Белый Дом взоры наблюдателей больше обращаются на Иран и Сирию. Касательно Сирии, все спрашивают: Не начнут ли США новые геополитические интриги в этом регионе? Будет ли настоящее взаимопонимание между США и их союзником, т.е. с Турцией? Не начнется ли очередная война на Ближнем Востоке – на этот раз между Сирией и Израилем, ведь, последний стремится расширить сферу своего влияния даже за пределы Голанских высот? Если вспомнить, в годы своего первого президентства, зная, что подавляющее большинство мира будет против, Трамп признал Иерусалим единой и неделимой столицей Израиля! А не сделает ли он очередной произраильский шаг, и не объявит ли часть территории Сирии «единой и неделимой территорией» Израиля?
Огромный интерес представляют его политика в отношении Ирана. Все с нетерпением ждут первые шаги новой американской администрации в таком важном и сложном вопросе, как иранский.
Источники США не раз сообщали, что Тегеран вот-вот получит ядерное оружие. Признаться, такая перспектива мало кому по душе — ведь, ЯО (Ядерное оружие) может превратить «муллократов» в главного игрока мусульманского мира, а иранская политика крайне нежеланный пример для мусульманских стран!
В контексте прихода Дональда Трампа к власти, определенные ожидания есть у Южного Кавказа. В конце прошлой недели состоялась инаугурация нового грузинского президента. Наконец-то завершен избирательный марафон в этой стране, который начался с парламентских выборов.
Вопреки своим прежним заявлениям, бывший президент Зурабишвили уже после инаугурации нового президента покинула президентский дворец, и всем стало понятно, что грузинская прозападная оппозиция не справилась со своей главной целью: да, они не смогли положить конец правлению олигарха Иванишвили и его команды.
Поэтому теперь почти все хором спрашивают: проиграл ли Запад на Южном Кавказе? Ведь, Грузия до последнего времени была центром всех евро-устремлений на Южном Кавказе!
Сколько же сил и энергии, времени, даже огромных финансовых средств было затрачено на то, чтобы это небольшая южнокавказская страна, как можно, быстрее и основательнее стала членом европейского семейства демократических государств.
Ее даже называли «неформальным членом НАТО», причем, не какие-то свободные политические наблюдатели, а высочайшие чины альянса!
Знаете, что же нас всех огорчает и даже больше всего тревожит? Еще в 90-е годы прошлого века различные западные политические наблюдатели в частных беседах говорили, что главной проблемой стран Южного Кавказа является то, что они находятся в разных геополитических плоскостях. Чтобы добиться мира, согласия и сотрудничества между этими тремя республиками, необходимо приблизить геополитические плоскости, на которых они в настоящее время все представлены, а лучше было бы, если бы их удалось привести к общему геополитическому знаменателю. В последнее время иногда складывалось ощущение, что для этого наступил подходящий момент.
Ведь, как бы трудно не было с этим соглашаться, но, все-таки, даже в такой сугубо пророссийской, марионеточной стране, как Армения, в последнее время начали происходить весьма странные и интересные процессы.
Да, их премьер-министр Никол Пашинян, не так смел и последователен, но, все-таки, в отличие от Кочаряна, Саргсяна, даже от самого Тер-Петросяна он не является «человеком» Кремля, на самом деле, он хочет, чтобы его страна сошла с геополитической орбиты России.
А тут, как назло, начались антизападные страсти и настроения в самой прозападной республике Южного Кавказа, т.е. в Грузии. Пока Запад не снижает давление на Тбилиси, демократическая Европа продолжает принимать самые различные санкции против Грузии и ее властей.
Надо сказать, что у нынешних властей Грузии, т.е. у «Грузинской мечты» также имеются определенные ожидания в контексте новой американской администрации Трампа. Они думают и надеются, что якобы Трамп с большим пониманием будет относиться к «новым реалиям» Грузии. Но насколько реальны подобные ожидания?
На днях стало известно, что на инаугурацию Дональда Трампа из Грузии приглашена только бывший президент Саломе Зурабишвили, причем как единственный представитель легитимной власти страны!
Плюс, самые различные мозговые центры США так же предупреждают грузинских властей о том, что не стоит тешить себя надеждами, будто бы Трамп начнет «совсем новую, отличную от нынешней политику» в отношении Грузии и ее властей.
Одним словом, ситуация архисложная. Но, нам, особенно, демократически настроенным журналистам не стоит радоваться к тому, что на Южном Кавказе пала крепость Запада – ведь, в мире пока более демократического сегмента, чем Запад еще не имеется!
Плюс, на днях русские военные сбив наш мирный, пассажирский самолет в очередной раз показали каким другом и союзником является соседняя Россия.
К сожалению, наши даже отечественные журналисты еще продолжают использовать такое слово, как авиакрушение, хотя на наш взгляд, Россия совершила настоящий, как минимум, акт вандализма против нашего пассажирского самолета, что еще раз показывает, как пренебрежительно относится Москва к бывшим советским республикам, используя любые способы и средства, чтобы держать их под постоянным прессингом.
Поэтому еще рано прощаться с Западом, наоборот, мы должны усилить свои связи всем миром, в том числе, и с Западом, чтобы никогда больше не оставаться один на один с Кремлем.
Дата
2024.12.31 / 19:37
|
Автор
Гусейнбала Салимов
|