С первого дня азербайджанская сторона, следуя данному Соглашению, выполняла все его пункты. Однако и по сегодняшний день не выполнены важные для Азербайджана положения настоящего Соглашения. Россия, страна-гарант исполнения положений трехстороннего Соглашения, обязана вынудить своего союзника выполнять эти положения. В первую очередь речь идет о пункте 4 соглашения - «Миротворческий контингент Российской Федерации развёртывается параллельно с выводом армянских вооруженных сил».
Об этом в беседе с корреспондентом Axar.az азербайджанский ученый, историк Кямран Рустамов.
«Многие неправильно интерпретируют фразу «армянские вооруженные силы». Азербайджанские вооруженные силы и вооруженные силы Азербайджана идентичные понятия, ибо не существуют вооруженные формирования вне Азербайджана. Армянские вооруженные силы на Южном Кавказе представляют совокупность законных вооруженных сил Армении и незаконных вооруженных формирований на территории нагорной части Карабаха Азербайджана. Поэтому, пункт 4 о выводе армянских вооруженных формирований из территории Азербайджана касается обоих вооруженных формирований. Однако, по сегодняшний день этот пункт не реализован. Более того, эти формирования периодически устраивают вооруженную провокацию против мирного населения, участвующих в восстановительных работах на деоккупированных территориях, а также азербайджанских военнослужащих. Раздача оружия мирному населению в армянских деревнях провоцируют их на провокацию против азербайджанских военнослужащих. Поэтому азербайджанские военные подразделения вынуждены занимать господствующие точки, откуда ведутся стрельба по азербайджанцам, а также села, в которых имело место массовая раздача оружия гражданскому населению», - отметил историк.
По его словам, все это имеет место из-за безрассудных действий самопровозглашенных руководителей в зоне ответственности российских миротворческих сил, которые также несут груз ответственности за происходящее.
«Думаю, что настало время завершить демилитаризацию этой зоны, создание на переходный период военно-гражданских структур для управления населенными пунктами», - подчеркнул наш собеседник.