Наверх

Между Черчиллем и Гитлером небольшая разница

Главная страница В мире
12 Punto 14 Punto 16 Punto 18 Punto

Документы о его деятельности в бывших британских колониях больше напоминают материалы следствия в отношении военных преступников, а не указывают на его роль как защитника демократии и свободы. Недавний скандал в отношении Уинстона Черчилля - когда лейбористский политик Джон Макдоннелл назвал самого почитаемого премьер-министра Великобритании «злодеем» и вызвал этим упреки внука последнего - поразит многих индийцев. На самом деле на руках Черчилля кровь миллионов, которую британцы предпочитают забыть.

«История», говорил сам Черчилль, «будет судить меня мягко, потому что я намереваюсь писать ее сам». Что он и сделал, сочинив многотомную историю Второй мировой войны и получив Нобелевскую премию по литературе за свои корыстные выдумки. Австралийский премьер-министр Роберт Мензис подметил следующее о человеке, которому многие британцы приписывают победу в войне: «Его настоящее оружие тирана - блестящая фраза, настолько привлекательная для его ума, что неловкие факты должны отступить перед ним».

Увы, «неловких фактов» предостаточно. Как верно подметил Макдонелл, Черчилль в качестве министра внутренних дел в 1910 году послал полицейские батальоны из Лондона и приказал им атаковать бастующих шахтеров в Тонипанди в Южном Уэльсе; один был убит и около 600 забастовщиков и полицейских получили ранения. Вряд ли это сильно беспокоило его совесть. Позже он принял оперативное командование полицией во время осады вооруженных латвийских анархистов в Степни, где он решил позволить им быть сожженными в доме, в котором те забаррикадировались.

Вскоре после этого, во время борьбы Ирландии за независимость между 1918-23-ми годами, Черчилль был одним из немногих британских офицеров, ратовавших за бомбежку с воздуха ирландских протестующих, предложив использовать «пулеметные огненные бомбы». В качестве государственного секретаря по колониям он курировал военные операции и в Ираке. В 1921 году он «заказал» крупномасштабную бомбардировку Месопотамии, за 45 минут уничтожив всю деревню. Когда некоторые британские чиновники возразили против его предложения «использовать газ против местных жителей», он счел их возражения «необоснованными». Фактически он утверждал, что ядовитый газ был более гуманным, чем прямое истребление: «Моральный эффект должен быть настолько хорошим, что гибель людей должна быть сведена к минимуму».

Это подчеркивает фундаментальный контраст во взглядах Черчилля. В Британии и в большей части Запада его считают спасителем «демократии, свободы, и всего хорошего в Западной цивилизации», как выразился один полный энтузиазма корреспондент. В действительности, даже здесь записи о нем более чем запутаны. На протяжении 1920-х и начала 1930-х, Черчилль был открытым поклонником Муссолини, заявляя, что итальянское фашистское движение «оказало всему миру услугу». Отправляясь в Рим в 1927 году, чтобы выразить свое восхищение фашистскому дуче, Черчилль объявил, что «не мог не быть очарованным, как и многие другие люди, мягким и простым отношением синьора Муссолини и его спокойной отрешенностью, несмотря на такое количества бремени и опасностей».

И все же, кем был Черчилль более всего, так это преданным империалистом, решившим сохранить Британскую империю не только путем победы над нацистами, но и многим другим. В начале своей карьеры, будучи молодым офицером кавалерии на северо-западной границе Индии, он заявил, что пуштуны должны признать «превосходство [британской] расы» и что те, кто сопротивлялся, «будут убиты без пощады». Он с радостью писал о том, как он и его товарищи «систематически, деревня за деревней, разрушали дома, засыпали колодцы, взрывали башни, вырубали огромные тенистые деревья, сжигали посевы и разрушали водохранилища в карательных целях. Каждый пойманный член племени пуштунов был сразу заколот или зарублен.

В Кении Черчилль либо руководил, либо участвовал в политике, предусматривающей принудительное переселение местных жителей из плодородного нагорья, чтобы освободить место для белых колониальных поселенцев, и заключение в концентрационные лагеря более 150 000 мужчин, женщин и детей. Британские власти под командованием Черчилля использовали изнасилования, кастрацию, ожоги зажжёнными сигаретами чувствительных мест человеческого тела и удары током для пыток кенийцев.

Его основными жертвами были индусы – «зверские люди со зверской религией», как он их называл, «подлая раса». Черчилль был ужасным расистом, который не мог заставить себя смотреть на цветных людей, как на людей, имеющих те же права, что и он сам. (К примеру, он «не признавал», что «было совершено большое зло в отношении краснокожих индейцев Америки или чернокожего населения Австралии… тем, что пришла более сильная раса, раса более высокого уровня и заняла свое место ».) Он мечтал о том, чтобы Махатму Ганди привязали к земле и растоптали слоны.

Благодаря личным решениям Черчилля более трех миллионов бенгальцев погибли от голода в неурожайный 1943-й год. Черчилль сознательно приказал перевезти еду от голодающих индийских граждан к хорошо обеспеченным британским солдатам и даже пополнить европейские запасы, предназначенные для еще не освобожденных греков и югославов. «Голодание и без того недокормленных бенгальцев в любом случае менее серьезно», чем голод «крепких греков», утверждал он. Когда ему напомнили о страданиях бенгальцев, его ответ был типично черчиллевским: голод, по его словам, был собственной виной индусов в том, что они «размножаются как кролики». Если страдания были такими ужасными, писал он, то «почему Ганди еще не умер?»

Важно помнить, что то были не враги во время войны - Черчилль также хотел «залить город Рур» ядовитым газом и говорил о японцах: «Мы уничтожим их всех, мужчин, женщин и детей», - а британские подданные. Его взгляды не могут быть оправданы господствующими нравами того времени; его госсекретарь по вопросам войны Лео Амери признался, что он видит очень небольшую разницу между позицией Черчилля и Гитлера.

Британцы и люди, голосующие за Оскар, могут все еще трепетать под вдохновляющие слова Черчилля о свободе. Но потомкам иракцев, которых Черчилль отравил газом, и греческим демонстрантам на улицах Афин, жизни которых были оборваны по его приказу в 1944 году (убив 28 и искалечив 120), различным пуштунам и ирландцам, афганцам и кенийцам, и уэльским шахтерам и индусам всегда будет загадкой, почему нескольких напыщенных речей стало достаточно, чтобы смыть пятна крови с рук Черчилля. Мы будем помнить его как военного преступника и врага порядочности и человечности, ограниченного империалиста, не останавливавшегося перед угнетением небелых народов, человека, который боролся не за защиту, а против нашей свободы.

Шаши Тхарур - индийский историк

Перевод: Сабина Мамедли

Дата
2019.02.18 / 23:59
Автор
Axar.az
Комментарии
Смотрите также

Туск: Я не хочу никого пугать, но война...

Грецию сильно тряхнуло

Число пострадавших при теракте возросло

Украина обнародовала военные потери России

Кулеба предупредил Индию

В Армении запретили передачи Соловьева

Польша вновь подняла самолеты в небо из-за РФ

Польша отправит во Францию войска, но почему?

ХАМАС: Переговоры зашли в тупик из-за позиции Израиля

Байдена пригласили дать показания в Конгрессе

Лента новостей
  
  
  
Bize yazin Bağla
ArxivBağla