Наверх

Нармина Агаси: Жизнь Зарифы Алиевой – эталон благородства

Главная страница Социум
12 Punto 14 Punto 16 Punto 18 Punto

15 апреля - день памяти выдающегося ученого-офтальмолога, академика Зарифы Алиевой.

Axar.az представляет беседу с близкой родственницей Зарифы Алиевой доктором философии по искусствоведению Нарминой Агаси.

Вот что она нам рассказала:

- Апрель является для семьи Алиевых судьбоносным. 28 апреля 1923 г. - день рождения Зарифы Алиевой, матери президента Азербайджана Ильхама Алиева, а 15 апреля 1985 г.- день ее смерти. Прошло уже много лет, но в нашей памяти все еще живет образ тети Зарифы. В нашей семье ее называли именно так – тепло и близко, по-родственному...

ВСТРЕЧИ В РКБ, ГИУВ И СЛУЧАЙ ИЗ ВОЕННОЙ ПРАКТИКИ

Мой дед, Наги Гусейнович Абасов, преподаватель русского языка и литературы на кафедре языков в Медицинском институте, а также в университете, и тетя Зарифа были двоюродными братом и сестрой. Но тетя Зарифа больше дружила с моей мамой, Халидой Абасовой. Их объединяло не только кровное родство, но и родство душ и интересов. Также внешне они очень похожи. Мама до сих пор остается верна своей короткой скромной стрижке. Даже недавно в Национальном центре офтальмологии им. академика З.Алиевой, где маме оперировали катаракту, все в один голос говорили, что сразу видно и чувствуется по манерам, что вы сестра Зарифы ханум…

Как известно, большая часть трудовой деятельности Зарифы Алиевой прошла в Азербайджанском государственном институте усовершенствования врачей (ГИУВ) им. А.Алиева и Республиканской клинической больнице (РКБ) им. М.А.Мир-Касимова. В то время как моя мама была врачом II неврологического отделения РКБ в первом корпусе больницы, тетя Зарифа работала в отделении офтальмологии во втором. Именно там они и умудрялись находить время для общения, перебегая из корпуса в корпус. Мама всегда вспоминает это время как самое светлое, когда они могли свободно общаться и по-сестрински поговорить о насущном.

Помню рассказ мамы про то, как при ней тетя Зарифа вызвала к себе в кабинет уборщицу РКБ Малейку и подарила ей свой новый медицинский халат, который ей якобы был мал… Она знала о том, что эта многодетная мать нуждается в дополнительной помощи, и однажды принесла ей в подарок три разных отреза тканей для ее дочерей и тут же сказала бухгалтеру, чтобы ее месячную зарплату передали уборщице Малейке.

Мама рассказывает: «Зарифа от души радовалась даже самому малому успеху коллег. Я это лично почувствовала при защите кандидатской диссертации. Она частенько устраивала чаепитие в лаборатории, приносила чай, конфеты, сладости. За таким столом в непринужденной обстановке подводили итог проделанной работы, намечали план предстоящих дел. Личность достаточно авторитетная, снискавшая большое уважение коллег и пациентов, она при этом держалась весьма скромно. Умела ценить чужое время, старалась видеть только хорошие качества в людях, с которыми общалась».

Я сама прекрасно помню, как однажды, общаясь с Пюстой ханум Азизбековой, узнала про интересный случай: «Мы с Зарифой взяли шефство над одной палатой. У окна лежал летчик с обожженным лицом, весь переломанный. Он отказывался от пищи, почти не открывал глаз. Зарифа много времени проводила у его койки, расспрашивала о семье, ему первому сообщала добрые вести с фронта. Узнала, что у раненого летчика есть дочка нашего возраста. Чтобы не опечалить родных, летчик не оповестил их о своей участи. Но через некоторое время оттаял душой, все же продиктовал Зарифе свое первое письмо, и мы незамедлительно бросили его в почтовый ящик. Таким образом, Зарифа взяла на себя еще одну обязанность: писала письма под диктовку раненых и отправляла их родным».

СЕМЬЯ И ЛЕЙЛИ БИБИ

Интересно, что мама и тогда восхищалась, и даже сейчас не перестает восхищаться Зарифой. Ее чувства неподдельны, потому что они вместе росли, взрослели, выходили замуж, формировали семьи, становились докторами (в семье Алиевых много врачей) и всегда поддерживали друг друга. Сейчас эти функции взял на себя старший в семье – академик Джамиль Азизович Алиев.

Помню, что дедушка Наги Гусейнович Абасов, заслуженный учитель Азербайджана, автор учебников Русского языка для азербайджанских секторов ВУЗов, рассказывал, как он преподавал русский язык в БГУ на заочном отделении исторического факультета Гейдару Алиеву. Для пояснения замечу, что фамилия Алиева была также и девичьей фамилией тети Зарифы. Ее мама, Лейли биби, как ее называли в семье, была родной тетей (биби) моего деда Наги. Отец тети Зарифы, Азиз Алиев, был главой прекрасной и дружной семьи, а его спутница жизни Лейли Абасова (в будущем по мужу Алиева) была воплощением доброты и женственности. Общительная, обаятельная, она была счастливой матерью шестерых детей: двух сыновей — Тамерлана и Джамиля – и четырех дочерей — Лязифы, Зарифы, Дильбер, Гюляры. Четверо из них пошли по стопам отца, стали медиками, Дильбер выбрала профессию инженера-связиста, а самая младшая, Гюляра, получила известность как талантливая пианистка и руководитель камерно-инструментального ансамбля «Дан улдузу».

Мама рассказывает, что Лейли биби отличалась чрезвычайной скромностью в отношении быта, одежды, естественных для женщины украшений. Была у нее одна реликвия, свадебный подарок — серьги и перстень... По традиционным восточным меркам — более чем «спартанская» непритязательность. Ее кулинарное искусство передалось Зарифе, как и строгое отношение к нарядам, усидчивость, прилежание, методичность в работе, умение дорожить временем. Вместе с тем способность жить полной жизнью, умение восхищаться миром прекрасного, вкус к слову, поэзии, музыке, красоте... — все это взросло в благотворном климате ее семьи, под воздействием уклада и атмосферы, которые создавали родители.

ТОНКОСТИ ДУШИ, ИЛИ ИСТОРИЯ С МАРТИНОМ

Удивительно, что при всей занятости, обремененности важными обязанностями — служебными, научными, семейными — она умела радоваться вещам, которые казались незначительными. Она обладала способностью, как дитя, черпать удовольствие в обыкновенных радостях бытия, воспринимать жизнь во всей ее полноте. Пение птиц, цвет моря, цветок на обочине дороги, чья-то случайная улыбка на улице — все это питало ее неукротимое жизнелюбие, ее восхищение бесценным даром — жизнью.

Как-то в начале лета, на очередных сестринских посиделках, мама рассказывает Зарифе о том, что мой папа Агаси Махмудович Ахундов, привез дочерям в подарок собачку из Москвы. Умилению Зарифы, по словам мамы, не было предела. Буквально через пару дней после этого разговора мы переехали на дачу в Мардакяны и взяли, естественно, собаку с собой. Не секрет, что в то время в Баку мало кто мог позволить себе держать собак дома. Поэтому, не долго думая, мы веселой семьей с новой собачкой на руках приезжаем в дачные условия, где, как оказалось, сразу начались сложности.

Начну с того, что наша собачка была не из простых. Это был роскошный черный королевский пудель Мартин – настоящий аристократ, из рода собак Геринга, с паспортом, медалями, особыми грамотами и т.д. Спросите, откуда наш отец раздобыл такое чудо? Папа купил его у известных дрессировщиков Московкого цирка Рогальских за кругленькую сумму по тем временам и решил в очередной раз побаловать своих дочерей новой живой игрушкой.

Лето для нас, тогда еще беззаботных школьниц (у нас с сестрой разница в два года) прошло на одном дыхании. Но наибольшая ответственность легла на плечи нашей беспокойной мамы Халиды, которая каждый день вскрывала для Мартина новую баночку специального гусиного паштета, после чего шел прием витаминов, расчесывание, шампуни, спреи и много всего остального. Одним словом, наш Мартин требовал особого королевского ухода. И каждый раз, когда мама говорила по телефону с тетей Зарифой, та справлялась о собачке, мол: как там она, растет, развивается? Мартин, действительно, вымахал за лето, и когда мы вернулись в школьный режим, нам стало сложнее держать его в домашних условиях.

В один прекрасный день я возвращаюсь со школы и вижу, что Мартин растерзал мою любимую куклу, которой я так дорожила, ведь она была из коллекции кукол моего другого дедушки-коллекционера, известного нейрохирурга, профессора Сурхая Гейдаровича Ахундова. Потекли слезы, сестра Рена стала успокаивать меня, что сама будет присматривать за Мартином и не позволит ему трогать моих кукол… Но не тут-то было, он перешел на более серьезные вещи, стал портить мебель и другие предметы антиквариата, которыми был заполнен наш дом.

Последним аккордом в этой истории стала травма мамы, когда она сильно поранила руку, открывая жестяную банку с очередным деликатесом для Мартина. Вот тут уже мама взмолилась при разговоре с Зарифой, стала жаловаться, что мы не справляемся с пуделем… На что тетя Зарифа ответила, тогда отдайте Мартина нам! У нас и двор большой, и охрана во дворе, будет с кем поиграть. И тогда, предварительно получив добро от Гейдара Алиевича Алиева, Мартин торжественно переехал к ним.

Всем известно, что любой собаке нужно время, чтобы привыкнуть к новым хозяевам. Таким образом, тетя Зарифа посылала за нами в школу черную волгу с шофером Анатолием, мы приезжали в резиденцию на 14 -ю Нагорную улицу и все вместе разыгрывали собаку, постепенно приучая ее к новой обстановке.

СОВЕТЫ ОТ ТЕТИ ЗАРИФЫ И ИСТОРИЯ ПРО РАСУЛА ГАМЗАТОВА

Зная, что мы едем со школы, тетя Зарифа, естественно, накрывала нам на стол. Мне очень хорошо запомнились котлеты с добавлением зелени и моркови, кстати, я до сих пор так их и готовлю. На десерт всегда на столе было варенье из лепестков роз, потому что Гейдар Алиевич предпочитал именно его. И еще он любил чай с молоком. Этому я тогда там и научилась. Можно сказать, это вкус детства. Еще тетя Зарифа всегда провожала гостей до ворот. Это тоже послужило мне одним из элементов протокола в дальнейшей жизни.

Тетя Зарифа рассказывала: «В 1944 году по личной инициативе Азиза Алиева в Дагестане торжественно отмечали пятидесятилетие творческой деятельности Гамзата Цадасы, награжденного орденом Ленина. «Первым отца поздравил именно Азиз Алиев, — вспоминал его сын Расул Гамзатов. — И, обратившись ко мне, неожиданно сказал: «Расул, давай-ка мы отправим тебя в Москву, в Литературный институт имени Горького»... Так, с легкой руки Азиза Алиева, начался путь в большую литературу будущего прославленного поэта».

ФАМИЛЬНЫЕ ПРИОРИТЕТЫ

Всем известно, что присущая Гейдару Алиевичу профессиональная компетентность, эрудиция, дальновидность, инициативность, организаторский талант, врожденная чуткость и душевная открытость, чуждая всякой показушной чиновничьей «важности», снискали симпатию и любовь не только общественности, но и семьи. Его постоянное стремление ко всему новаторскому и в то же время трепетное отношение к раритетным ценностям были одним из его главных достоинств. Таким образом, мы передали в этот дом, как ценителю высокого искусства, много шедевров из коллекции профессора С.Г.Ахундова, в том числе и раритетных изданий. Как сейчас помню огромный фолиант «Президент Сукарно и его женщины» о первом индонезийском президенте, личности противоречивой, но однозначно масштабной. Еще мне хорошо запомнился большой телевизор Panasonic 1978 г., который теперь тоже превратился в раритет и украшает чайный зал в отеле Marxal в Шеки.

ИСКУССТВО И МУЗЫКА В ЖИЗНИ ЗАРИФЫ АЛИЕВОЙ

Как-то моих родителей пригласили на премьеру пьесы А.Сафронова «Операция на сердце». На спектакль пришли Гейдар Алиев, Зарифа ханум и автор пьесы. Актеры нашего Русского драматического театра сотворили перед зрителями настоящее чудо. Они играли с особым подъемом и смогли убедительно воссоздать эпизоды деятельности и подвиг одного из всемирно известных хирургов, который ценой своей жизни спас больного. На этом спектакле мы вблизи наблюдали живую, непосредственную реакцию Зарифы на все происходящее на сцене. В антракте она с одобрением отозвалась о пьесе и призналась, что игра артистов взволновала ее до слез. Ей была присуща необыкновенная эмоциональность.

Самое интересное, что впервые живое исполнение песни Тофика Кулиева «Üzüyümün qaşı» я услышала именно в исполнении тети Зарифы, и с тех пор эта песня в моем основном репертуаре. Но, конечно же, в плане музыки я больше была привязана к тете Гюляре Алиевой, основательнице «Дан улдузу». Каждый день после Бюльбюлевской школы я приезжала к ней на проспект Азадлыг, 41 и допоздна сидела там, впитывая всю музыкальную атмосферу этого уникального дома, где просто не закрывались двери от потока различных музыкантов, где на глазах рождались шедевры современной азербайджанской эстрадной вокально-инструментальной музыки.

Ну и не могу не затронуть известные дуэты, когда тетя Зарифа аккомпанировала Гейдару Алиевичу. Замечательно не только то, как она играла сама, но и то, как слушала музыку. По прошествии времени, когда отмечали годовщину ухода Зарифы Азизовны, на кладбище Гейдар Алиевич попросил Муслима Магомаева спеть над ее могилой романс Узеира Гаджибекова «Sənsiz», который так любила Зарифа Азизовна. Так Гейдар Алиев попрощался с ней еще раз.

Чуть позже Севиль Алиева, которая унаследовала материнский музыкальный дар, сочиняет песню и посвящает ее памяти любимой матери «Возвратись, любимая»… Очень лирическая мелодия…

ТРАФАРЕТЫ ПАМЯТИ

Зарифа Алиева осталась в памяти нашей семьи как выдержанный и деликатный человек. Она никогда никого не упрекала за оплошность, не позволяла себе ни одного колкого слова. Хорошо разбиралась в людях и любила обращаться - «гурбан олум», «прошу». Она была чрезвычайно дисциплинированным человеком. Строгим и требовательным к себе, того же ожидала от других. Чувство морального долга и ответственности ни на миг не покидало ее. Не сдержать обещание — это было не в ее правилах.

В гардеробе тети Зарифы нельзя было увидеть ничего, как говорится, вызывающего. Как правило, она предпочитала современную, удобного покроя одежду. Почти не пользовалась косметикой, серьги с бриллиантами, перстень, сумочка под цвет платья — вот, пожалуй, и все. По ее убеждениям, внешняя и внутренняя красота человека не нуждаются в дополнительных украшениях.

Эта отзывчивая женщина запечатлелась в моей памяти благодаря редкому дару — умению протянуть руку помощи в трудный час. Я свидетель, когда кому-то доводилось обращаться к ней в нелегкую для него пору, она терпеливо выслушивала, давала ценные советы, убеждала, что не стоит волноваться из-за решаемых вопросов.

Если перечислять главные качества Зарифы Азизовны, я бы выделила следующее: ей были присущи все достоинства настоящего человека. Простота, добронравие, трудолюбие, заботливость, терпение и особенно проявлявшаяся в последние месяцы жизни необыкновенная сила воли... Никогда никого, даже родных людей, она не хотела обременять своими горестями. Помню, как тепло поддерживала мою маму вместе с Тамерланом на поминках дедушки Наги. Она пеклась только об окружающих... О себе забывала.

Своим поведением, отношением к работе, душевной чистотой она служила для окружающих примером для подражания. Всегда высоко ценила в людях положительные качества, талант, чистоту, справедливость. С этой точки зрения жизнь Зарифы Алиевой была эталоном благородства.

Думается, сила личности Зарифы Алиевой заключалась именно в этой постоянной обращенности к людям, к их заботам и тревогам, думам и чаяниям, в самозабвенной и самоотверженной любви к человеку. Естественно, это превращало ее во всеобщую любимицу.

ИЗ РАЗГОВОРОВ ВЗРОСЛЫХ

Еще один эпизод, который вспыхнул у меня в памяти, тоже мама рассказала. На свадьбе тети Светланы (известный кожвенеролог), она дочь Лязифы и Агаали, собралась самая близкая родня и друзья, всем хватило места в просторной гостиной в старинном доме, где жила семья дяди Агаали.

Близкие родственники, улучив момент, уединились в зеркальной галерее, давно не имея возможности наговориться вдоволь. Первое, о чем пошел разговор: «Зарифа, ты счастлива?» И она радостно призналась: «Да, счастлива, это любовь взаимная, верная». Рассказала о прекрасных качествах своего спутника жизни… А самое знаменательное то, что спустя многие годы после этой встречи она с прежним воодушевлением и пылкостью продолжала говорить о своем супруге, о своем женском и семейном счастье.

Каждый раз, когда я приходила в кабинет к профессору Захре Кулиевой в Женский комитет, долгие годы близко общавшаяся с Зарифой ханум, она подчеркивала неповторимость во всем моего родного человека, незаурядность ее личности, как супруги, матери, врача, ученого: «Знаете, можно быть хорошим врачом, но вместе с тем быть и хорошим человеком — это имеет особый смысл. Знавшие ее, обращавшиеся к ней пациенты могут подтвердить, какое у нее было большое сердце, каким простым человеком являлась она. Наверное, многие больные и не знали, что она супруга руководителя республики Гейдара Алиева. Да и сама она не испытывала никакого желания афишировать это. Все больные любили и почитали ее прежде всего как личность. Поверьте, она была, может, самым скромным человеком на свете».

ЛИНИЯ СУДЬБЫ

Судьба распорядилась так, что тетя Зарифа встретила человека, которому предназначалась великая миссия лидера нации, могучего государственника, преобразователя общества. И став любимой и любящей спутницей жизни этого человека, осознавая масштабы его предназначения, она увидела свой долг в подвижничестве своему избраннику, а ее незаурядные качества, ее самореализация, личностная и творческая, свершилась в рамках научной деятельности и семьи. Она не оставила свою работу даже тогда, когда Гейдар Алиев возглавил республику, а затем стал одним из руководителей всего Советского государства. Именно в этом воплощалась ее гражданская позиция, выражалась ее любовь к отечеству, к родной земле, ее мечты о том, чтобы окружающая ее жизнь стала лучше, краше, достойнее... В свершениях человека, с которым она разделила свою яркую судьбу, была частица и ее труда, ее таланта, тепла ее души...

И я больше чем уверена, что она гордилась бы своим сыном сегодня. Когда я пишу эти строчки, меня обуревают смешанные эмоции, потому недавно пересмотрела интервью нашего любимого и уважаемого Президента Ильхама Алиева, где на вопрос, чего бы вы сейчас хотели, он ответил: вернуть родителей…

P.S. «Чем больше я узнаю людей, тем больше я люблю собак». Aвторство этого афоризма принадлежит французской писательнице Мари де Рабютен-Шанталь. Она как нельзя точно отразила глубину мысли лидера государства, когда ему приходилось сталкиваться с лавиной лиц и котлованом политических интриг, где далеко не всегда работают такие понятия, как совесть, вера, правда и преданность. И появление Мартина в доме Алиевых послужило отдушиной не только для хозяина дома, но и для хозяина страны, не плохо ли, правда?

Дата
2022.04.15 / 15:12
Автор
Али Мамедов
Комментарии
Смотрите также

Глава МО рассказал об антитеррористической операции

Самолет-амфибия тушит пожары в Измир-Урла - Видео

Движение по дороге в Мардакян будет ограничено

Концентрация пыли в воздухе снизилась до нормы

Суд удовлетворил ходатайство Али Инсанов

Прогноз погоды на завтра

В Азербайджане создан новый Совет

Названа дата выплаты пенсий

Банк ABB отчитался по авторынку

Станция "20 января" превратилась в свалку - Видео

Лента новостей
  
  
  
Bize yazin Bağla
ArxivBağla