Наверх

Этот азербайджанец представлял Аэрофлот за рубежом - Фото

Главная страница Социум
12 Punto 14 Punto 16 Punto 18 Punto

Человек покорил небо, но не перестал его бояться. Миллионы людей по сей день, отправляясь в путешествие на воздушном лайнере, испытывают страх, называемый аэрофобией. Всплескам аэрофобии способствуют и участившиеся по всему миру авиакатастрофы и террористические угрозы. И тем не менее воздушный транспорт остается одним из наиболее популярных видов транспорта, только пассажиры научились быть более избирательными и разборчивыми в выборе авиаперевозчика.

Скажу о себе (и думаю, многие узнают в этом примере себя): летая с AZAL, я – человек тревожный и мнительный – сажусь в самолет с абсолютно холодным сердцем. У нашего национального авиаперевозчика действительно безупречная репутация, с этим не поспоришь, а аэропорт Гейдар Алиев работает четко и слаженно. Неспроста ведь в 2017 году компания Skytrax назвала Международный аэропорт Гейдар Алиев лучшим среди всех аэропортов России и стран СНГ, а спустя год присвоила ему максимальный рейтинг «5 звезд».

Традиции дисциплины, порядка и безопасности в гражданской авиации Азербайджана складывались еще в советское время, а в период независимости были усилены целым рядом мер организационного характера и законодательных документов, среди которых можно отметить Указ Президента Азербайджанской Республики от 24 апреля 2012 года за номером 613 об утверждении «Государственной программы по авиационной безопасности» и «Правил обеспечения авиационной безопасности».

На днях мне довелось познакомиться с Кямалей Эфендиевой (Ахундовой), дочерью одного из тех, кто стоял у истоков этого дела – Ханкиши Абдулрагим оглу Ахундова. Как оказалось, очень скромного человека, при этом внесшего огромный вклад в развитие гражданского воздушного флота (ГВФ) Азербайджана. О заслугах героя этой статьи свидетельствуют внушительных объемов трудовая книжка, многочисленные почетные грамоты, рекомендательные письма, характеристики о Ханкиши муаллиме, степень ответственности должностей, которые он занимал в разные годы, а о его скромности – тот факт, что в архивах и особенно на просторах Интернета очень сложно найти информацию об этом человеке. Единственное, что я смогла отыскать в сети, – обсуждение его личности на одном из бакинских форумов. И была поражена – как тепло, восторженно, с любовью и безграничным уважением отзываются о Ханкиши Ахундове люди, знавшие его лично, его студенты!

Ханкиши Ахундов родился в селе Гядимкенд Нефтчалинского района в многодетной семье. По документам 5 марта 1936 года, на самом деле – в 1938 году. Будучи человеком из провинции, он умудрился поступить в Егорьевское авиаучилище в Подмосковье (Егорьевский авиационный технический колледж – филиал Московского государственного технического университета гражданской авиации). С отличием завершив учебу в училище, поступил в Киевский институт инженеров гражданской авиации (ныне Национальный авиационный университет), который также окончил с отличием. Был первым студентом этого вуза–азербайджанцем, который защищал свою дипломную работу на английском языке. Ахундову предлагали остаться и преподавать в институте, но он принял решение вернуться на родину и применить свои знания на пользу своей страны. Сегодня в данном вузе имеется уголок, посвященный Ханкиши Ахундову.

Так в 1962 году, в свои 24 года он начал работу инженером турбовинтовых двигателей в Бакинском аэропорту, а уже через год был назначен на должность заместителя главного инженера Управления гражданского воздушного флота. В эти годы он много внимания уделяет изучению современной авиационной техники, непрерывно совершенствует свои знания, организует в инженерных-авиационных службах Управления работу по совершенствованию методов и форм технического обслуживания самолетов, что обеспечивает регулярность и безопасность полетов. Неоднократно Ахундов награждался за развитие авиации, создание и внедрение новой техники.

Ханкиши Ахундов выступал с публичными лекциями или, как их тогда называли, политинформациями.

В статье, опубликованной в газете «Советский авиатор» 23 сентября 1969 года (на тот момент наш герой работал уже начальником авиационно-технической базы Бакинского авиапредприятия), приводится цитата из одного из таких выступлений Ахундова:

«Аэрофлот – это стремительные скорости, применение огромных масс самолетов… самой сложной и разнообразной техники. В укреплении дисциплины главное – сознательное отношение к выполнению долга. Высокая политическая сознательность открывает человеку путь к мастерству, к честному выполнению обязанностей…»

«Слово политинформатора осталось бы мертвым, – пишет издание, – если бы расходилось с делами инженеров и авиаспециалистов. Но в службе, которую возглавляет Х.Ахундов, дела идут неплохо. Установка для проверки расходометров топливной системы, которую разработали авиатехники Э.Джаришнелов и Н.Лаушин, демонстрируется в Москве, на ВДНХ СССР. В 1968 году авиаспециалисты добились увеличения налета на самолете Ил-18 на 150 часов. Это дало авиапредприятию сверхплановую прибыль в сумме 420 тыс. рублей. А сам Ахундов считает, что налет часов на «Иле» можно увеличить еще на столько же. Сокращается и простой самолетов на земле. За счет этого в прошлом году по сравнению с 1967 годом было сделано дополнительно 1500 рейсов. И в том, что коллектив Бакинского авиапредприятия по итогам соцсоревнования в честь ленинского юбилея за II квартал нынешнего года занял 3-е место в Аэрофлоте, немалая заслуга земной службы авиаторов, которую возглавляет Ханкиши Абдулрагимович Ахундов…»

Поднимаясь по карьерной лестнице, Ахундов достиг максимальных высот – в 1981 году, в возрасте 43 лет, переводится в Бакинский авиаотряд на должность начальника авиаотряда – начальника аэропорта.

Интересная страница жизни Ханкиши Ахундова связана с его работой в загранпредставительствах «Аэрофлота». Этот период делится на две части: работа в качестве помощника представителя, а позже – представителя авиакомпании в Дакке (Бангладеш) в 1974-1978 годах, и работа представителем «Аэрофлота» в Кампале (Уганда) в 1984-1989 годах.

Из книги советского и российского африканиста, переводчика и журналиста, кандидата исторических наук Олега Тетерина «Вспоминая Африку (важное… и не очень)»:

«Абдул Рагимович с женой Назой жил на соседней с нами вилле, нас разделял каменный забор (после его отъезда там жили Мишины). Мы часто «ходили в гости» друг к другу, играли в нарды, вместе справляли какие-то даты. Хорошая и хлебосольная семья. Оксана и Наза дружили, у них было много общего – очень переживали за детей, оставшихся в Союзе…»

Автор приводит короткий рассказ о дружбе с Ахундовым, из которого мы узнаем о таких качествах нашего выдающегося соотечественника, как гуманность, стремление помочь попавшему в беду.

Случилось это в 1989 году в Кампале. Тетерин нарушил ПДД, двигаясь на автомобиле не по той стороне улицы. В суде ему разъяснили, что штраф можно внести в течение нескольких часов и – свободен, если не успеет, отправят в тюрьму. Время было обеденное – звонить в посольство бесполезно, тогда он решил позвонить на виллу Ахундову: представитель «Аэрофлота» всегда обедал дома. Тот сказал, что таких денег дома нет – надо ехать в офис:

«Сижу в комнате, жду, а отведенного времени остается совсем ничего. Наконец вижу в зарешеченное окошко: подъезжает Абдул Рагимович. Его пропустили ко мне, он вручает толстенную пачку шиллингов. С «решением суда» я иду в бухгалтерию, получаю чек и – вот она, свобода!»

За те годы, когда Ханкиши Ахундов был представителем «Аэрофлота» в Уганде, объем отправок пассажиров возрос более чем в два раза. Он установил тесные деловые отношения с руководством авиационных властей, национальной авиакомпании и аэропорта Энтеббе, что позволило обеспечить своевременное и качественное обслуживание и безопасность рейсов «Аэрофлота». Его командировка совпала по времени с военными переворотами в африканской стране в июле 1985 года и январе 1986 года, но преданный своему делу Ахундов проявил выдержку и собранность.

Из командировки Ахундовы вернулись в 1989 году. Началась работа в Азербайджанском управлении гражданской авиации на должности замначальника отдела организации летной работы и инспектирования безопасности полетов. В середине – конце 90-х годов Ханкиши Ахундов был представителем «Азербайджанских авиалиний» (AZAL) в Великобритании.

И напоследок очень важный факт: Ахундов был в составе делегаций, проводивших переговоры об открытии прямых рейсов Баку – Лондон и Баку – Париж, которыми мы с вами сегодня с благодарностью пользуемся.

В послужном списке Ханкиши Ахундова нет белых пятен – он работал до последнего вздоха. В Национальной авиационной академии он подготавливал дипломников, которые должны были защищаться на английском языке. Но в 2010 году, за месяц до защиты, его жизнь оборвалась...

Фото: Али Мамедов

Дата
2019.11.15 / 15:10
Автор
Нармина Мамедова
Комментарии
Смотрите также

Обнаружено тело отца, пытавшегося спасти дочь в Куре

Эти дороги Баку стоят в пробках - Список

Azercell принимает GSMA M360 Eurasia в Баку во 2-ой раз

Начал работу Республиканский центр педиатрии

Завтра будет тепло

Переведите свои кредиты в Kapital Bank и получите...

Дело Ибадоглу уже на финишной прямой

В Баку 2 человека скончались от угарного газа

Когда пройдет сертификация учителей?

НПО выразили возмущение Нобелевскому комитету

Лента новостей
  
  
  
Bize yazin Bağla
ArxivBağla