Главная страница Политика |
Арташес Каринян, один из первых председателей Центрального исполнительного комитета (глава правительства) Советской Армении, является автором множества статей и книг, посвященных армянскому вопросу и националистическому движению. Его перу принадлежит важная статья, которая была опубликована в газете «Кармир Дрошак» («Красное знамя») Центрального комитета Коммунистической партии Армении в 1919 году. Эта статья под названием «Независимая Армения» была позже опубликована в еженедельном номере журнала «Жизнь народов» от 22 и 29 июня 1919 года, редколлегию которого возглавлял нарком по делам национальностей Сталин.
Как передает Axar.az, об этом говорится в новой статье турецкого ученого, профессора Стамбульского университета Мехмета Перинчека «Иллюзия «свободной и независимой» Армении», опубликованной на uwidata.com. Автор обращает внимание на то, что эти статьи по армянскому вопросу были написаны не в поддержку Турции, а скорее для того, чтобы осветить реально происходившие события.
Каринян начинает свою статью с упоминания о том, что армянские националисты праздновали свою победу в тандеме с англо-французскими империалистами. Не только дашнаки, но и умеренные движения консервативных и либеральных армян также радостно приветствовали «независимую» и «свободную» Армению. Все сторонники нового государства пытались убедить народ в том, что для страны началась новая эра и что худшее осталось в прошлом.
Империалистическая война подходила к концу, рабочие массы устали от войны и были склонны принять любую идею, которая позволила бы им дышать свободней. Все хотели получить нормальную работу и мечтали о новой жизни. Армяне, живущие в России и Турции, вместе с армянскими иммигрантами, покидающими их родную страну, верили, что эта «новая жизнь» станет реальностью в «свободной» и «независимой» Армении. Массы, купившиеся на эту демагогию, выстроились в очередь, чтобы переехать в Армению.
Дашнаки постоянно выступали с демагогическими лозунгами именно такой направленности. А.О.Оханджанян, член комитета на Парижской конференции, бывший главой дашнакского правительства с мая по ноябрь 1920 года, сказал корреспонденту итальянской газеты Il Secolo, что отправил запрос правительства к великим державам о создании Армении на турецких и кавказских землях (шести вилайетов, Киликия-Айнтаб, Адана, Мараш, периферия и Южный Кавказ). Эта объединенная и независимая Армения должна была быть признана Парижской мирной конференцией в качестве члена, имеющего право посылать своего представителя. Армения также должна была быть принята в Лигу наций, иметь площадь 300 000 квадратных километров и население от 4 до 5 миллионов человек. Следуя этим требованиям, Оханджанян перечислил экономические запросы.
В статье армянского коммуниста подчеркивается, что «независимое» армянское правительство будет относиться к другим, проживающим в рамках его границ, как к гражданам второго сорта и проводить деспотическую национальную политику. Учитывая, что армяне составляют только треть всего населения, роль, которую армянская буржуазия должна была играть в рамках националистического управления, также стала ясной. Правительство новой «республики» будет противостоять не только армянским пролетарским и крестьянским массам внутри страны, но и большинству населения всех соседних стран. Все остальные неармянские элементы должны будут стать центробежными силами, покинуть страну и попытаться установить связи с соседями. Все эти элементы возненавидят армянское правительство за их разрушение и станут мечтать снести шаткую структуру, построенную этими микродеспотами. Соседние страны пригрозят раздавить армян в их границах.
По словам Кариняна, такая ситуация будет неизбежна. Естественно, что в результате начнутся и военные действия. По словам армянского коммуниста, создание армии для защиты интересов дашнаков станет крайне трудной задачей. Страна была неспособна прокормить свое собственное население без иностранной помощи, поэтому решить вопрос армии было невозможно. Люди были истощены войнами, и многие стали беженцами в результате резни с различными народами; они жаждали нормальной жизни и дружеских отношений со своими соседями. С этой точки зрения армянское буржуазное правительство остро нуждалось в чужих мечах. По иронии судьбы «независимая Армения» не смогла бы выжить без иностранной помощи.
Каринян заявляет, что «независимая Армянская Республика» станет причиной новых скорбей и боли, если эти факты не будут приняты во внимание. Национальные меньшинства, проживающие в стране, с одной стороны и соседние страны – с другой будут нападать на армян, прежде всего. Все трудящиеся массы Востока, полные ненависти к Европе, сначала будут нацелены на Армению, рассматривая ее как основу империализма в регионе. Вслед за этими заявлениями Каринян подчеркивает, что на первом этапе развития революционная деятельность рабочих, несомненно, будет носить стихийный и неорганизованный характер. На этом этапе люди будут страдать больше всего. С этой точки зрения Каринян без сомнения утверждает, что «независимая Республика Армения» нанесет больший вред армянским рабочим.
В статье армянского коммуниста также говорится о том, что те, кто основал «независимую Армению», глубоко убеждены, что простого заявления и поддержки президента США Уилсона будет достаточно для достижения реальной независимости. Даже Оханджанян был уверен, что Армения будет проводить политику, независимую от какой-либо страны или правительства. По словам Кариняна, такие убеждения были доказательством того, что армянские интеллектуалы не могли освободиться от устаревшего докапиталистического романтизма. Представители армянской буржуазии ХХ века хвастались феодальной Арменией. Атисян, один из предыдущих премьер-министров дашнакской Армении, опубликовал серию статей, хвастающихся армянскими феодалами. Этот слепой идеалистический подход укоренился в армянской интеллигенции и даже в литературе.
Каринян отмечал, что армянские интеллектуалы и особенно мелкие армянские буржуа всегда обожали дни князей, лордов и рыцарей в доспехах. К настоящему времени они выдвинули идеализированное и своеобразное видение «Армении», неспособное обозреть это каким-либо другим способом. Армянские буржуа очень любят украшать свои нынешние переживания и желания в цвета и оттенки романтического средневековья.
В этой статье также говорится о том, что армянский буржуа неспособен развить независимый национальный капитализм и было бы бесполезно пытаться развивать его с помощью своей коллаборационистской политики и капиталистических методов. В эпоху империализма власть Армении и ее буржуа была не так сильна, как финансовый сектор, и не могла пойти дальше, чем стать агентом империалистических монополий. Независимо от того, насколько «независимыми» они стали, малые страны, такие как Армения, не смогли бы стать рынком империалистических государств. Поэтому дашнаки, которые хотели связать будущее Армении с победой империалистов, на самом деле готовили экономический и политический конец страны.
Суммируя вышесказанное, мы приходим к выводу, что армяне Турции жили в гораздо лучших условиях, чем армяне России. Причина агрессивного характера армянского национализма в том, что армянская буржуазия обладала коллаборационистским характером с момента своего рождения. «Дашнакизм» является продолжением агрессивного армянского национализма. Дашнаки стали инструментом для западного империализма и царской России. Дашнаки в основном начали антитюркскую шовинистическую кампанию намного раньше, чем началась Первая мировая война. Создав добровольческие отряды, они сражались не только на Кавказском фронте, но и под командованием империалистических сил в Дарданеллах. Самым большим препятствием, стоящим перед «Великой Арменией», был бесспорный факт, что армяне составляли меньшинство по сравнению с мусульманским населением в регионе. По этой причине армянские добровольческие подразделения систематически уничтожали курдское и турецкое население. Эти массовые убийства приводили в бешенство даже царских командиров, которые использовали дашнаков для своих собственных начинаний. Дашнакская Армения, которая была создана после Первой мировой войны, построила стену между революционной Турцией и Советской Россией. Земельная политика правительства Дашнака основывалась на разграблении турецких деревень.
Дата
2020.04.25 / 18:14
|
Автор
Заур Мехдиев
|