Наверх

Никита Исаев: Поводом для войны может стать что угодно

Главная страница Политика
12 Punto 14 Punto 16 Punto 18 Punto

Демократы и республиканцы в сенате США договорились проголосовать по резолюции, запрещающей продажу Саудовской Аравии оружия на 8 миллиардов долларов. Также они потребовали ранее от Дональда Трампа объяснить свое решение о размещении дополнительных американских войск на Ближнем Востоке и предупредили, что Конгресс не санкционировал военные действия против Ирана. В ответ на это администрация Трампа начала «экстренно» поставлять КСА и ОАЭ в обход Конгресса продукцию военного назначения из-за «чрезвычайной ситуации», возникшей в связи с «иранской угрозой» после инцидента с танкерами в Оманском заливе вблизи Ормузского пролива.

В список поставляемого без согласия Конгресса вооружения входят высокоточные боеприпасы, авиационные двигатели, минометы, беспилотники, противотанковые ракеты и другая продукция военного назначения для Саудовской Аравии и ОАЭ. На следующий день после оглашения решения по экстренным поставкам вооружений в своем докладе спецдокладчик Совета ООН по правам человека и вопросам внесудебных казней Аньес Каламар сделала вывод, что Эр-Рияд виновен в «намеренном и подготовленном» убийстве саудовского журналиста Джамала Кашикчи. По ее словам, есть доказательства причастности саудовского наследного принца к казни журналиста. Помимо публичных извинений, в докладе также требуется наложить санкции на поставки оружия Эр-Рияду, который интенсивно перевооружается.

В интервью Axar.az лидер «Новой России», директор Института актуальной экономики Никита Исаев ответил на вопросы, связанные с внешней политикой Эр-Рияда и военным фактором, влияющим на те или иные шаги этой ближневосточной монархии.

В чем причина семимильных темпов перевооружения КСА? Какое влияние оказывают внешние и внутренние факторы?

НИ: Саудовская Аравия сейчас просто вынуждена придерживаться линии глобальной политики, проводимой США. У американцев есть очень мощный козырь – они могут манипулировать мировым рынком нефти, объёмы добычи это позволяют. А политика США заключается в установлении контроля над Ираном. США, конечно, могут действовать напрямую, как в Ираке, или же попытаться собрать коалицию, как в Сирии, но наиболее выгодный для них путь – это действовать руками других государств. И Саудовская Аравия, занимающая довольно сильное положение в регионе, здесь первый кандидат.

По Вашему мнению, основными очагами напряжённости и угроз для КСА служат…

НИ: Как показывает история, поводом для начала полномасштабных боевых действий может послужить что угодно. Сейчас наиболее напряжённая обстановка в Оманском заливе. Иран обвиняет Саудовскую Аравию в милитаризме, а КСА и США обвиняют Иран в нападении на танкеры. И, наверняка, недавняя атака на 2 танкера не будет последним конфликтом. Нефть – наиболее болезненная тема и для Ирана, находящегося под санкциями, и для Саудовской Аравии. Для обострения конфликта не обязательно атаковать танкеры (Ирану в долгосрочной перспективе это точно не выгодно), но у Ирана есть возможность блокировать проход танкеров через Ормузский пролив – основную транспортную артерию для нефти из арабских стран.

Насколько же велико значение хуситского фактора и иранской поддержки повстанцев?

НИ: Йемен нельзя скидывать со счетов ни в одном ближневосточном конфликте, особенно между соседними КСА и Ираном. Йемен обладает мощным военным потенциалом: несмотря на фактическое отсутствие единой для всего государства регулярной армии, население страны хорошо подготовлено к боевым действиям многими годами междоусобных конфликтов. К тому же, Йемен, раздираемый внутренним противостоянием трёх противоборствующих сторон, очень удобен для всех участников конфликта: каждый там может найти союзника или врага по вкусу. Вовлечение йеменских хуситов, независимо от того, по чьей инициативе это было сделано, позволяет всем реализовывать свои амбиции на «нейтральной» территории с минимальной угрозой для стабильности поставок нефти.

Наблюдается рост напряжённости вокруг Ирана. Какая роль отведена КСА в планах военной агрессии против Исламской республики?

НИ: Саудовская Аравия – это, в первую очередь, представитель США на Ближнем востоке, и её роль – быть рукой, карающей Иран. Так что, можно заявлять, что роль КСА в планах противостояния по Ирану, ключевая. Именно они могут проводить политику давления и регулировать конфликт так, чтобы не нарушать баланс на сырьевом рынке, ведущий к большим глобальным потрясениям.

Тегеран, конечно же, не будет сидеть сложа руки и перейдет к контрмерам. Особенно в отношении экстренного вооружения Эр-Рияда. Надо ли ожидать большего роста влияния хуситского, шире – шиитского, факторов в давлении на арабские монархии Ближнего Востока?

НИ: Было бы странно, если бы Иран не воспользовался влиянием на хуситское движение, учитывая, что Йемен граничит с Саудовской Аравией и может контролировать Баб-эль-Мандебский пролив. Тегерану сейчас может быть выгодно раскачивать хуситско-шиитскую лодку. Это позволит отвлечь внимание других арабских стран от непосредственно иранской территории. Само по себе давление на другие арабские страны стоит немного, но изменение акцентов и позволит продолжить поиски альтернативных путей экспорта нефти в обход санкций.

Дата
2019.06.20 / 11:35
Автор
Заур Мехдиев
Комментарии
Смотрите также

США: Иранские азербайджанцы подвергаются...

Китай предупредил США

Марков: Причина, сделавшая Баку и Москву союзниками...

Президент Кыргызстана посетит Агдам

Ереван достиг двух крупных соглашений с Баку за...

Орбан назвал сроки завершения конфликта в Украине

Не считаю возвращение армян в Карабах реальным - Пашинян

Что обсудили Зеленский и Байден?

Миротворцы направляются из Карабаха в Армению

Байрамов отбыл в Чехию

Лента новостей
  
  
  
Bize yazin Bağla
ArxivBağla