Наверх

Сенсационное интервью: ИГИЛ выбрало Кавказ

Главная страница Политика
12 Punto 14 Punto 16 Punto 18 Punto

Мир переживает глобальные геополитические изменения и наблюдает создание оружия «пятого поколения». Какая роль в этих процессах отводится Азербайджану?

Axar.az побеседовал с востоковедом, руководителем мозгового центра 3-rd VIEW, военным экспертом Рауфом Раджабовым, который недавно побывал в Армении, слышал мнения армянской элиты относительно Карабаха и азербайджанцев и предлагает реальные пути разрешения проблемы номер один для Азербайджана.

- Армения взяла на вооружение ВВС российские боевые самолеты нового поколения. Некоторые эксперты склонны считать, что это в корне меняет баланс сил с Азербайджаном на воздушном пространстве. Что нужно покупать ВС Азербайджана, учитывая то, что ряд мировых держав уже предлагают современные боевые летательные аппараты, которые способны конкурировать с российскими «Су-шками»?

- Сегодня очень много говорят о «пятом поколении» нового образцового вооружения и боевой техники. Но, к сожалению, есть всего три страны, обладающие технологиями и производственной цепочкой способной выпустить это оружие: Россия, США и Израиль. То есть недостаточно иметь конструкторское бюро, которое может разработать тот или иной вид вооружения, нужно еще иметь промышленный потенциал, который может реализовать задумки ученых и выпустить не просто опытный экспериментальный образец, а целое поколение. Американцы обкатывают свое оружие в Афганистане, Ираке, Сирии, Йемене, Сомали и других территориях. Также и Россия. Израиль против Хамас, против движения Хезболла. Эти страны имеют возможность реализовать эту цепочку.

Говоря о «пятом поколении» оружия, очевидно, что сегодня речь заходит об искусственном интеллекте. Будущие войны будут проходить с малым участием человека. Человек будет скорее управлять, чем учувствовать в боевых действиях.

Буквально на прошлой неделе в России спустили на воду «Посейдон». Это новый образец управляемого подводного аппарата. Американцы им обеспокоены. Кстати говоря, президент РФ сам анонсировал беспилотные образцы, имеющие разрушительную силу. Сегодня, говоря о беспилотных аппаратах, имеются в виду не только летательные аппараты, но и танки, бронемашины, подводные аппараты. Задумываются о производстве некоторых видов продукции для военно-морского флота в беспилотном формате.

Не думаю, что Азербайджан в этом заинтересован, по причине того, что наша военная наука и Министерство оборонной промышленности имеют уровень «третьего поколения», даже не «четвертого». Для этого нужно иметь мощную военную базу.

Касательно Су-30. Армения закупает четыре борта Су-30, Россия заменяет старые модели МИГ-ов и Су-шек на своей 102-й базе в Гюмри. Туда будут пригнаны 18 новых бортов. Они работают и как истребительная авиация, и как бомбардировочная авиация. Эти современные боевые самолеты заменяют сразу два вида летательных аппаратов в составе тех или иных ВВС. Например, Миг-29 и Су-27.

СПРАВКА: Су-30СМ – многоцелевой истребитель российского производства. Благодаря своим техническим и летным характеристикам Су-30СМ относится к поколению 4++. Главная задача этой машины – завоевание господства в воздушном пространстве. Он способен выполнять поставленные задачи вне зависимости от погодных условий и времени суток. Кроме воздушных целей, он может эффективно поражать наземные объекты, а также проводить разведку и передавать данные о предполагаемых целях другим самолетам группы. Су-57 – российский многофункциональный истребитель 5-го поколения. Су-57 превосходит F-35 по таким параметрам, как максимальная скорость (2600 км/ч против 1931 км/ч), максимальная продолжительность полета (5,8 часа против 2,36 часа), максимальная боевая нагрузка (10 тонн против 8,16 тонны) и максимальная взлетная масса (35,480 тонны против 31,751 тонны). Среди уникальных особенностей Су-57 турецкие эксперты выделяют способность совершать взлет и посадку на коротких дистанциях, бесфорсажный полет на сверхзвуке и сверхманевренность. В свою очередь F-35 – истребитель-бомбардировщик 5-го поколения, способен совершать вертикальный взлет и посадку. Кроме того, F-35 способен координировать действия группировки самолетов в зоне противника.

Армянские ВВС всегда были слабее азербайджанских. Поставка Су-30 в корне меняет воздушную позицию. Таким образом, мы теряем превосходство. Турция сегодня стоит перед выбором: если она закупает российские С 400, то не получит американские F35. Хотя Турция уже получила один или два экземпляра. Имеется также третий вариант – Анкара закупит российские Миг-57. Преимущество Миг-57 заключается в том, что, помимо того, что он работает как по наземным, так и по воздушным целям, он не входит в пространство, в котором работают те или иные системы ПВО.

Очевидно, что если американцы поставили Турцию перед выбором, здесь меньше военного искусства, больше политики.

- Возникает вопрос: почему США так противятся приобретению российского оружия Турцией? По имеющейся информации, Белый дом объясняет это тем, что российские ПВО несовместимы с установками НАТО. Так ли это?

- Греция имеет на вооружении российскую систему ПВО «С-300». Почему же ее не заставили отказаться от приобретения российской модели «С-300», хотя она старее, чем С-400?

Никто не говорил Греции, что она не совместима с натовской системой ПВО И ПРО. Турции же хотят доказать, что С-400 не совместимы с натовской системой. А «С-300» работает в рамках этой системы, следовательно, С-400 еще более адаптируется.

Турция вторая после США страна, армия которой имеет опыт боевых действий на протяжении многих лет. Сегодня в НАТО две военные армии - американская и турецкая. Поэтому, даже будучи статусной державой, Турция нацелена приобретать вооружение пятого поколения.

Поэтому понятно, что Азербайджан пока не сможет приобрести «С-400». Я веду к тому, что Азербайджан не просто должен закупать те или иные виды вооружения, но учиться у Турции платить, входить в проект, участвовать в нем и иметь свою долю новинок. Нужно не просто останавливаться на покупке, но и учувствовать в проекте, что даст возможность на влияние политики, возможность обратиться к поставщику. Можно подключиться к израильским проектам. Американцы, кстати, работают с Израилем в разных проектах по новым образцам, которые создаются в Израиле. То есть та или иная страна, обладающая цепочкой производства, работает в том проекте. Поэтому Азербайджану нужно участвовать в проектах с Россией, с Америкой, Израилем, с Турцией. Может, уже сегодня стоит вести переговоры об участии в этих процессах. Азербайджан обладает определенным финансовым резервом. У Турции сейчас достаточно нехорошая ситуация. Экономика никак не может выйти из ситуации стагнации. Я не уверен, что американцы примут Азербайджан в F35, так как это уже закрытый проект. Нужно начинать с Турции.

- Давайте чуть-чуть изменим вектор нашей беседы и перейдем непосредственно к нашим соседям – Армении. Вы часто представляете Азербайджан на различных международных мероприятиях, где также принимают участие и представители Армении. Что думает наиболее образованная прослойка Армении про карабахский конфликт, азербайджанцев и про Азербайджан в частности?

- Я вам больше скажу, я недавно был в Армении. Была очередная конференция под названием «Региональная безопасность на Южном Кавказе», которая на этот раз прошла в Армении. Конференция касалась России, Грузии, Армении и Азербайджана.

Меня тоже пригласили в качестве эксперта на это мероприятие. Прежде всего я проинформировал Министерство иностранных дел Азербайджанской Республики. У нас часто ставится под сомнение возможность присутствия азербайджанского эксперта на армянской дискуссионной площадке. Наш МИД неоднократно выступал с заявлением о том, что Азербайджан не ограничивает своих экспертов в участии в тех или иных дискуссиях, даже на территории Армении. И действительно, я обратился в МИД, и они отнеслись к этому нормально.

У меня попросили программу этого мероприятия. Я предъявил все, что надо, и мне дали «добро». Там на самом деле получилась очень интересная дискуссия. Мы трое выступали по карабахской проблеме: я - от Азербайджана, Давид Шахназарян – от Армении и британец Лоренс Броерс - научный сотрудник Программы по России и Евразии, Chatham House, долгое время занимающийся карабахской проблемой. Каждый выступал со своей презентацией.

- Расскажите подробнее, как вы отправились в Армению? Кто обеспечивал вашу безопасность?

- Я вылетел из Баку в Тбилиси, оттуда с грузинской делегацией экспертов мы вылетели в Ереван. Грузинские пограничники были изумлены тем, что азербайджанец летит в Ереван. Я показал пригласительную. Но, тем не менее, меня предупредили, чтобы я был осторожен. Немецкая сторона договорилась с правительством Армении, чтобы были выделены два человека, которые меня сопровождали с аэропорта Еревана в Цахкадзор. Меня оберегали два телохранителя. Мы добрались до Еревана, а оттуда на автобусе в Цахкадзор. Могу сказать, что было очень интересно. Дискуссия была не только о Южном Кавказе и Карабахе, также обсуждались Каспийская, Черноморская проблемы. Одним словом, Большой Кавказ. Там был представлен практически весь дипломатический корпус. С одной стороны, было практически на 100% обеспечено участие экспертного аналитического сообщества из Армении, Европы, Ирана, Грузии.

О Карабахе: там были и депутаты правящей партии Парламента, как например, Микаэль Золян. Экспертное сообщество на самом деле желает видеть решение проблемы. Насколько я понимаю, нет отрицания тех или иных идей. К примеру, во время дискуссии один из выступающих армянских экспертов повторил такой аргумент: «Так как азербайджанские беженцы участвуют в выборах, их представляет президент Азербайджана, но так как карабахские армяне не участвуют в выборах, то Пашинян не может их представлять. Следовательно, карабахские армяне должны быть вовлечены в переговорный процесс».

Это общеизвестный аргумент, вокруг которого идет дискуссия. На мой взгляд, это очень беспредметная дискуссия, что я там и сказал. Во-первых, если Пашинян сделает заявление о том, что он не имеет права представлять карабахских армян по той простой причине, что они его не выбирали, то он не имеет права говорить о том, что должны делать карабахские азербайджанцы.

Можно привести в пример тысячи карабахских азербайджанцев, не участвовавших в выборах в Азербайджане. Я думаю, карабахские азербайджанцы никому не передавали право на выборы.

Во-вторых, говорят, что карабахские армяне не представлены в переговорном формате. Это тоже не соответствует действительности. Последние заседания Совета безопасности Армении проходили в Ханкенди. Руководство Армении проводит тесные консультации с карабахскими армянами. Следовательно, они участвуют в процессе. Более того, сопредседатели Минской группы ОБСЕ при посещении Баку и Еревана, также посещают и Карабах.

- Как вы видите разрешение карабахского конфликта? Есть ли оно вообще, на ваш взгляд?

- Говоря об изменении переговорного формата, я предлагаю следующий вариант. Азербайджан и Армения, субъекты международного права, ведут двусторонние переговоры сугубо об армяно-азербайджанской проблеме. Нужно изменить формат: Баку-Ереван - по глобальной повестке дня, а карабахские азербайджанцы и армяне – касательно конфликта. Никто не может говорить о том, что карабахские азербайджанцы не могут учувствовать в переговорах, где идет речь об их будущем.

Азербайджанцы и армяне Карабаха в равной степени ответственны за свое будущее, надо создать новый формат. Карабахские армяне и официальный Ереван по-разному видят текущую и будущую повестку дня. Реальность в том, что сегодня в Ереване Карабах уходит на второй план. Но там живут люди. Что будет дальше? Если мы думаем о том, что там будет совместное проживание, то надо наладить эту конфигурацию. Она нисколько не ущемляет ничьи права. Существует три варианта решения карабахской проблемы: поэтапный, план общего государства и пакетный вариант.

Как ни странно, азербайджанская конституция позволяет решение этой проблемы путем общего государства. Я имею в виду татарскую модель. Но Российская Федерация — федеративная республика, в отличие от Азербайджана. Однако у нас есть Нахчыванская автономная республика. Мы можем предложить решение конфликта подобным образом. Карабахская автономная республика в составе Азербайджана. У нас три мадридских принципа.

Есть другая модель. К примеру, создание федеративного образования на территории Карабаха. Это модель Боснии и Герцеговины. Речь идет о Карабахе. Некая федеративная модель на территории Карабаха, а не вокруг. Что касается близлежащих территорий, то на момент вынужденного выселения там проживали около 800.000 азербайджанцев. Это было в 1993-м. Очевидно, что спустя 26 лет население составляет как минимум миллион человек.

Если Азербайджан и Армения сумеют включить в процесс диалога представителей Карабаха. Если армяне Карабаха получат гарантию не только от Армении, но и от Азербайджана. Я думаю, на сегодняшний день в более трудной ситуации оказались именно карабахские армяне. Говоря о безопасности Республики Армении, Россия усиливает ее безопасность. Идет перевооружение. Но кто даст гарантию безопасности карабахских армян? Минская группа ОБСЕ? Нет, не стоит себя обманывать. Ее могут обеспечить только Баку и Ереван. Если в этом в какой-то степени еще будет учувствовать и Турция, то будет еще лучше. Это та идея, о которой говорили Гейдар Алиев, Сулейман Демирель, Джохар Дудаев, Реджеп Тайип Эрдоган.

- Что вы можете сказать насчет ряда инцидентов, возникших в последнее время среди различных этнических групп Кавказа?

- На мой взгляд, есть попытка извне столкнуть кавказские страны друг с другом. В последние годы Кавказ жил мирно. В какой-то мере элитам народов удавалось решать те или иные проблемы. Но сегодня отчетливо видно, что есть большое желание внерегиональных третьих стран привести новый конфликт на территорию Кавказа. Тут все очевидно – Карабахская война, две чеченские войны, абхазский, южно-осетинский конфликт, ингушо-осетинская проблематика. Дело в том, что новый какой-либо всплеск может стать катастрофическим для всего региона и даже мира.

На этот раз в эту войну будут вовлечены все кавказские страны, кавказские народы и мировые державы…

Я сейчас озвучу ужасный сценарий: если человечество избежало третьей мировой войны на Ближнем Востоке, то в этом есть определённое желание некоторых сил перенести матрицу третьей мировой на Кавказ. Не может быть случайностью, что в разных республиках Кавказа происходят схожие столкновения кавказцев с кавказцами. Вот в чем проблема. Все с этого и начинается. Исходя из всего этого, нужно срочным образом решать карабахский конфликт. Разрешение вопроса Карабаха позитивно повлияет на все конфликты на Кавказе.

- На днях лидер террористической организации ИГИЛ выступил с видеообращением, которое вызвало широкий резонанс во всем мире. Чем объясняется внезапное появление аль-Багдади и что означает его послание?

- Я смотрел это видео. Тут возникает уйма вопросов. Каким образом? Мы же помним, как главы ряда больших стран заявили о полной ликвидации ИГИЛ и о смерти лидера террористов аль-Багдади.

Вдруг спустя много лет сплывает это видео. Почему сегодня? Это не случайность. Эта закономерность, скажем так - последствия. Идет стремление перевода всей этой экстремистско-радикальной матрицы с Ближнего Востока. Там уже им не место. Сейчас все это экстремистское болото перетечет на территорию Афганистана. Но сегодня талибы показывают себя борцами против ИГИЛ. Нужно это понимать. Сегодняшнее движение Талибан оказывает первое сопротивление и побеждает ИГИЛовцев на территории Афганистана. На севере Афганистана талибам уже удалось разгромить ИГИЛ. Теперь бои идут в провинции Нангархар - единственная территория, где остались сильны позиции ИГИЛ.

А кто будет бороться с ИГИЛ, если это все плавно перельется на территорию Кавказа? Кто? Мы сами воюем друг с другом. А этим террористам нужны именно такие условия. Вспомним недавние события в Панкисском ущелье Грузии. Чеченцы Панкисского ущелья в основной своей массе были в рядах ИГИЛ. А сегодня они уже пытаются «взорвать» Грузию.

Дата
2019.05.02 / 14:18
Автор
Али Мамедов
Комментарии
Смотрите также

Эксперт о выводе РМК: Не ищите черную кошку!

Дер Ляйен пожаловалась на отток денег ЕС в США

Луи Боно находится с визитом в Грузии

США ввели новые санкции против Ирана

Между Азербайджаном и Турцией отменяется...

Депутат раскритиковал президента Франции

Захарова: Представители ЕС занимаются провокациями

Захарова: Для возвращения азербайджанцев в Армению...

Армении отводится лишь роль инструмента - МИД РФ

Пашинян: Близость к Азербайджану должна радовать

Лента новостей
  
  
  
Bize yazin Bağla
ArxivBağla