Наверх

Трампу Карабах неинтересен - Таратута

Главная страница Политика
12 Punto 14 Punto 16 Punto 18 Punto

В интервью «Москва-Баку» известный журналист, американист Михаил Таратута рассказал о главных геостратегических интересах США при Трампе, о развитии американо-северокорейского конфликта, а также об интересах США на Южном Кавказе.

- Михаил Анатольевич, каждый день приходят довольно неприятные для мира новости. Все больше накаляются отношения между США и Северной Кореей. Вот уже прошла информация о том, что обе стороны разрабатывают планы о нанесении взаимных ударов. Чем это все может закончиться?

- Трамп сейчас, конечно, загнал себя в угол. Он объявил некую красную черту, если за пределы которой Северная Корея зайдет, США примут самые радикальные меры. Крайне сомневаюсь, правда, что США действительно готовы нанести удар по Северной Корее. Может быть это им и было бы очень приятно, но есть же последствия, а они были бы очень серьезными.

Есть предположения, что у Северной Кореи действительно реально имеется возможность установки ядерных боеголовок на межконтинентальные ракеты. Кроме того, полагаю, что некоторая часть ядерных боеприпасов КНДР находится под землей. По сообщениям, вся территория США находится в зоне поражения КНДР. И американцы в случае чего вряд ли смогут подавить северокорейский удар.

Этот удар затронет и территорию Южной Кореи, на которой находятся американские базы. Может быть какие-то ракеты удастся перехватить, подавить огневые точки, но далеко не все.

Последствия всей этой заварушки могут быть очень серьезными. Но поскольку маленькой Северной Корее терять нечего, я думаю, США понимают это и вряд ли пойдут на такой риск. Нужно быть абсолютно безрассудными людьми, чтобы сделать это. Даже Трамп с его импульсивностью и не очень хорошим пониманием военных и международных дел против таких шагов. Но сейчас Трамп находится в опасной ситуации, в такой же, в которую себя в свое время с Сирией загнал Обама. Он грозился, что в случае применения химического оружия США нанесут удар по Сирии. Но, спасибо, Путин его спас, предложив Сирии избавиться от химического оружия. Сейчас, думаю, Америке никто прийти на помощь не сможет.

Китай же, ключевой игрок в этой ситуации, категорически против военных действий. Он в принципе очень не любит военные действия. Исторически он никогда не вел завоевательных войн, это его завоевывали. При этом любопытно, что завоеватели-то в итоге и китаизировались и земли завоевателей присоединялись к Китаю. Китай не отдаст своей территории, но и на чужое не претендует и решает все вопросы мирным путем – путем переговоров. Поэтому особо давить на КНДР Китай не торопится, поскольку падение действующего северокорейского режима ему невыгодно. Китаю не нужно, чтобы весь полуостров был под Южной Кореей, то есть, под американцами. Его вполне устраивает нынешний диктаторский режим.

У Китая есть геополитический интерес в КНДР. Идеальным для Пекина было бы, чтобы обе Кореи оставались в том состоянии, в которых они сейчас находятся. С одной стороны, Пекин немножко подкармливает Северную Корею, дает возможность торговать, поставляет топливо, еще что-то. С другой стороны, для Китая Северная Корея как островок, который защищает его от американской гегемонии в этой части земного шара.

Что касается позиции России в северокорейском вопросе… Москва всегда была за решение конфликтов мирным путем, поэтому Россия настаивает на переговорах, дипломатических шагах. То, что Россия поддержала санкции в отношении Северной Кореи было жестом в сторону американцев. Что, дескать, мы не собираемся вставлять вам палки в колеса и вы напрасно полагаете, что мы такое же мировое зло как Северная Корея или Иран. Это с одной стороны. С другой стороны, если начнется ядерная война, то северокорейское ядерное облако на своей территории России совсем не нужно…

С точки зрения торговли, я сомневаюсь, что у России есть какой-то интерес к Северной Корее. Это не наша зона ответственности, не наша зона интересов. Поддержав санкции в отношении Северной Кореи, Россия не нанесла никакого ущерба российским интересам.

Таким образом, США являются главным дестабилизирующим фактором в регионе. Трамп сказал слишком много слов, отступать очень сложно. Но, к слову, эта усиленная риторика Трампа по Северной Корее могла быть еще связана с желанием отвлечь внимание прессы и общества от проблем Трампа, его положения как президента. Но цена в такой словесной игре может быть очень большой.

- Большие сложности у США и с Ираном с приходом к власти Трампа… Генри Киссинджер на днях в статье Newsweek написал, что «если территория ИГИЛ будет занята иранской армией, или КСИР, или же их выучениками, то результатом этого может стать возникновение пояса, идущего от Тегерана до Бейрута, что следует понимать именно как появление иранской радикальной империи. Что вы думаете об этом и как в целом в ближайшее время будут складываться отношения США и Ирана?

- Что могу сказать... очень сложное построение у Киссинджера. Я с ним не буду спорить. Не думаю, что иранский пояс будет… Одно могу сказать, что территориальная целостность Сирии – в которой борются с запрещенной в России террористической организацией ИГИЛ в нынешнем виде не будет сохранена. Что-то для себя получат туркоманы, что-то курды, что для Турции будет большим ударом.

А что касается перспектив отношений США с Ираном… Трамп настроен решительно в том, что заключенный с Ираном договор по сдерживанию ядерной программы - плохой договор. Он считает, что иранцы обманут и нет смысла на него ориентироваться. Нужно либо расторгать старый договор, либо заключать новый. Другими словами, Трамп - противник любого доверия к Тегерану. Думаю, что отношения между странам будут все более натянутыми. Cкорее всего, Иран продолжит свою ядерную программу очень активными темпами. Вопрос, как в этой ситуации себя поведет Израиль. Для него иранская ядерная программа - очень большой риск. Не исключаю, что США руками Израиля с удовольствием нанесет по иранским ядерным объектам превентивный удар. Но мне кажется, что и здесь Трамп неверно себя ведет. Он только накаляет ситуацию и в этом регионе.

- А Южный Кавказ? На днях вице-президент США Майк Пенс посетил Грузию, открыл учения НАТО «Достойный партнер», в которых и Армения приняла участие. Что это? Желание усилить влияние на Южный Кавказ?

- Вы знаете, на мой взгляд, стратегически Южный Кавказ очень далек от Америки. Думаю, что и на Южном Кавказе США как страна мессианская продвигают, как и везде с переменным успехом, идеи демократии. Сегодня демократическая система в Америке идеальна на нынешнем цивилизационном этапе. Чем больше демократических стран, тем спокойнее мир, потому что демократии между собой не воюют. Поэтому в этом смысле Америка заинтересована в распространении этой идеи.

Что касается Армении, для меня действительно несколько странно, для чего стране-члену ОДКБ, имеющей плотные отношения с Россией принимать участие в натовских учениях.

- Вы считаете, сто стратегически Южный Кавказ далек для Америки… Ну а как же нагорно-карабахский конфликт, ведь США являются сопредседателем Минской группы ОБСЕ…

- Глобалистическая позиция правления Обамы и, вообще, демократической партии США – ответственность за весь земной шар. Позиция же Трампа такова, что Америке в роли мирового жандарма стоит взять отпуск и не лезть абсолютно повсюду, а делать акценты на свои внутренние дела.

На мой взгляд, Азербайджан и Армения находятся на периферии практических интересов США, хотя в какой-то степени Азербайджан интересует США в энергетическом секторе. При нынешней администрации США не имеют никакого интереса к нагорно-карабахскому конфликту. Это не их конфликт, не их война. Этот конфликт далек от них. Ближний Восток – да, они там уже много натворили и продолжают оставаться там, это их проблема.

США отдают приоритет в урегулировании нагорно-карабахского конфликта России, и Москва очень активно проявляет себя в этом процессе, достаточно вспомнить ее действия после эскалации конфликта в апреле прошлого года. Армяно-азербайджанский конфликт, безусловно, зона интересов России и, естественно, прежде всего, Армении и Азербайджана как бывших советских республик.

- Россия и Китай – главные конкуренты США на геополитической карте мира. Какие геополитические приоритеты у США, России, Китая сегодня, в том числе внутри этого «треугольника»?

- В отношениях России и США сейчас создалась очень странная, уникальная ситуация. Такого никогда не было. Есть два вектора в политике США в отношении России. Один – идет от исполнительной власти, от Трампа лично. Это вектор потепления отношений с Россией, сближения с ней, движение к совместным действиям, совместным проектам. Второй вектор – тот, который идет от конгресса, этой части истеблишмента. Это вектор полного отторжения от России, желания наказать Россию. Какой из этих векторов победит, сказать трудно. Сейчас похоже на то, что конгресс оказывает большее влияние на эту часть внешней политики. У Трампа сейчас абсолютно связаны руки в связи с принятым антироссийским санкционным законом. Россия для политического класса США является противником, поскольку Москву используют как инструмент в борьбе с Трампом.

Что касается Китая… Отторжение США от России толкает Москву к более тесному геостратегическому сотрудничеству с Пекином, что Соединенным Штатам, конечно же, совсем не нужно, поскольку такое тесное сотрудничество может породить определенную угрозу для Америки. Россия и Китай – большие державы, и из них мог бы сложиться очень мощный союз, что только навредит США. Но похоже, что конъюнктурные интересы давления на Трампа сейчас важнее, чем стратегические интересы США.

Отношения России и Китая… Есть определенные совместные политические интересы в плане совместного противостояния Америке. Есть некоторые экономические интересы, которые, конечно, не идут ни в какое сравнение с американо-китайскими отношениями. Но тем не менее, они есть. Китаю выгодно иметь союзника в виде России, а у России нет другого выхода, кроме как держаться с Китаем.

Китай тоже в определенный смысл вошел в клин с Америкой. Хотя их и связывают очень тесные экономические отношения, огромные инвестиции Китая в Америке и Америки в Китае. В Америке сейчас ширпотреб почти весь китайский. Колоссальные активы скуплены Китаем у США у высокотехнологичных компаний. Американцы тоже многим владеют в Китае. На разрыв отношений с Китаем США никогда не пойдут. Он в принципе невозможен, потому что потрясет всю мировую экономику. Но при этом политического сотрудничества между США и Китаем не предполагается никакого и скорее даже будет постоянная конфронтация, потому что американцы заняли не прокитайскую позицию по вопросу островов в Южно-Китайском море. Поэтому это очень напрягает отношения между Америкой и Китай.

Кроме того, Трамп был уверен, что Си Цзиньпин поддержит его в отношениях с Северной Кореей, но на словах Китай вроде говорит да, а на деле ничего не делает в этом плане и не оказывает очень уж сильного давления на Северную Корею. Поэтому это еще больше накаляет отношения.

Дата
2017.08.13 / 13:36
Автор
Axar.az
Смотрите также

БИГ осудила предвзятые резолюции Нидерландов

Польша выступила против миграционного пакта ЕС

Фидан совершит визит в Грецию

Эрдоган: Разведка контролирует все шаги Израиля

ММ осудил резолюцию парламента Нидерландов

МИД ответил Пашиняну

Министр поручил армии быть готовыми

Пашинян: ФСБ может проконтролировать Зангезур

Министр обороны провел служебное совещание

Президент Армении посетит Казахстан

Лента новостей
  
  
  
Bize yazin Bağla
ArxivBağla