До сих пор считалось, что разногласия между Тбилиси и Брюсселем в основном возникли по следующим причинам: якобы Брюссель требует отмены известного «закона об иностранных агентах», проведения повторных парламентских выборов, усиления защиты прав сексуальных меньшинств и даже превращения этой маленькой страны чуть ли не в центр «сексуальных инноваций» на Южном Кавказе, наконец, присоединения Грузии к санкциям против России и открытия второго фронта против Москвы…
Но выходит, что некоторые моменты этого процесса сознательно искажаются грузинскими властями.
На днях в Брюсселе прошло очередное обсуждение вопроса об интеграции Грузии в ЕС. Комментируя эти дебаты спикер грузинского парламента заметил, что они со стороны Европы вместо дискуссии наблюдают презрение, вместо фактов ложь, а вместо ответственности всего лишь цивилизованное превосходство! Спикер грузинского парламента еще заметил, что якобы это уже не та Европа, соавторами которой были и грузины...
Ничего не скажешь, конечно, политическая риторика нынешних грузинских властей на первый взгляд впечатляет: доверчивым людям не всегда удается выяснить суть противостояния между столицей Европы и Тбилиси.
Но нынешние власти соседней страны постоянно избегают встречного вопроса: допустим, что нынешняя Европа, на самом деле, уже не та, не прежняя Европа, которую якобы когда-то «строили» грузины. Но сама Грузия какая? Можно ли считать ее прежней, прозападной, демократической и не коррумпированной?
Нет, мы вовсе не утверждаем, что «Грузинская мечта» сделала какие-то ощутимые шаги в направлении России: нет, пока подобное не наблюдается. Но европейские оппоненты говорят совсем противоположное: выходит, что Брюссель, например, требует освобождения экс-президента М.Саакашивили, но власти Грузии постоянно игнорируют эти требования европейских коллег, потому что Саакашвили является личным врагом российского президента Путина; именно это утверждают европейские политики.
По их мнению, не освобождая экс-президента Саакашвили, оставляя его в тюрьме, грузинские власти тем самым стараются угодить российскому президенту!
Брюссель даже на этом не останавливается, они считают, что «серый кардинал» Иванишвили является «агентом Кремля» и призывают усилить санкции против этого олигарха.
Мы конечно не очень-то компетентны в подобных вопросах, но факт остается фактом: «финансовая империя» Иванишвили связана, даже находится в России. И почему она до сих пор не становится инструментом давления против грузинских властей, особенно, против самого Иванишвили? Ведь кремлевские правители, как правило, не упускают такие возможности, чтобы оказать давление на своих прежних сателлитов, нередко для этого используют даже такие «карты», как трудовые мигранты!..
К сожалению, пока убедительных ответов на подобные вопросы не имеются.
Что же касается других требований Брюсселя касательно Москвы, конечно, европейцам больше по душе, если и Тбилиси присоединится к их санкциям против Москвы. Но не думается, что они требуют большего: ведь никто не призывает Молдову открыть «второй фронт» против России!..
На самом деле, все гораздо сложнее. Если даже согласиться с подобной версией, что Брюссель требует слишком многое от Тбилиси, все же трудно объяснить другой политический парадокс: почему отношения с Вашингтоном, мягко говоря, не налаживается?
Ведь Трамп вовсе не является ни демократом-идеалистом, ни ревнивым западником: нет, человек сам весьма критически относится не только к таким вопросам, как сохранение и расширение НАТО, усиление геополитических обязательств с бывшими и настоящими европейскими союзниками, но считает даже президента В. Путина своим другом.
Он больше давит на Киев, нежели на Москву, стремится во что бы не стало закончить украинско-российскую войну. Считает себя чуть ли первым миротворцем мира, постоянно говорит о том, что якобы за короткий срок ему удалось остановить даже не одну войну, а нескольких! Логично ли будет, если утверждать, что якобы он требует от Грузии открытия «второго фронта» против Москвы?
Нет, Трамп весьма нормально ладит даже с арабскими шейхами, особенно, самой крупной арабской монархией, как Саудовская Аравия. И вовсе непонятно, почему Вашингтон до сих пор держит молчание в таком вопросе, как Грузия? Даже сами нынешние грузинские власти полны надежд и ожиданий, что бывший бизнесмен Трамп скоро нарушит обет молчания, наконец, заметит и Грузию.
Думается, что грузинские власти больше думают о собственных интересах, нежели об интересах Грузии. Нигде, кроме России и Грузии, например, так остро не стоит такой вопрос, как «иностранные агенты»: только Путин чуть ли не половину россиян объявил агентами или шпионами!
«Грузинские мечтатели» пока относительно сдержанны в этом вопросе, но есть такая известная поговорка, что аппетит приходит во время еды.
Не думается, что в отношении европейцев к Грузии преобладают исключительно субъективные мотивы: разве им не безразлично кто-же будет править Грузией? Разве европейцы не понимают, что все власти приходят и уходят, они всюду, кроме некоторых стран-изгоев временные и, как говорится, уходящие: главными являются только принципы демократии, гуманизма и добрососедства.
Безусловно, Европа, т.е. Старый Свет уже не является мировым центром суперновых технологий и экономических инноваций. Нет, на этом поприще, им на пятки наступают даже такие дальневосточные экономические гиганты, как Китай, Япония или Южная Корея.
Но Европа еще остается центром современной демократической цивилизации, она до сих пор продолжает заманивать и привлекать даже самих китайцев, японцев и корейцев, т.е. людей, которым не безразличны такие ценности, как демократия и права человека.
Мало того, даже граждане этих стран многому научились именно у европейцев. Поэтому еще раз спрашивается: можно ли пренебречь с таким сегментом, даже супер - сегментом мировой цивилизации?..
Что же тут является самым интригующим и интересным? И в Европе, конечно, все политики вовсе не являются образцами единого стандарта: там также представлены политические векторы самого различного толка, хватает даже радикальных, ревнивых евро-центристов.
Но как только какой-то европейский политик что-то говорит, как только какой-то европейский институт что-то заявляет, тут же начинается анти-европейская истерика: даже политики начинают приводить какие-то «цитаты» из трудов европейских философов, политологов, даже социологов: мол, посмотрите, даже они критикуют европейские порядки!
Каждый раз приходится отмечать, что, друзья, и мы все это знаем. Мало того, вы покажите нам хотя бы десяти философов, которые были бы сторонниками демократии, даже прогресса. Нет, они почти всегда были и теперь являются в большей степени людьми аристократического, элитарного толка, в основном, крупнейшими пессимистами, индивидуалистами, критические относящие к таким понятиям, как свобода, право, даже народы или общества, многие из вместо того что-то предлагать, постоянно критикуют…
Давайте подумаем о том, что думают сами люди? Лично нам не понятно, почему европейцы должны высказываться против ЕС и европейской интеграции? Некоторых ультранационалистов, даже современных империалистов в принципе, «понять» можно: у них совсем другие ценности и политические ориентиры!
Что касается подавляющего большинства европейцев, сейчас в распоряжении этих людей находится чуть не весь континент: где хочешь живи, где хочешь учись, где хочешь работай! Ведь лучше не придумаешь! Плюс, единая Европа не идея вчерашнего или сегодняшнего дня: об этом писал Кант, даже к этому стремился сам Наполеон!..
Почему же сотни миллионы простых европейцев должны быть против этого? Разве даже граждане таких стран, т.н. государств-евро-оппортунистов, всеми усилиями не рвутся в Старый и Новый Свет, т.е. в Европу и Америку?..
Даже в самой Грузии простые грузины не решили свои некоторые проблемы, благодаря в первую очередь, Европе?
Не торопимся ли мы, когда начинаем говорить об «очередном закате Европы»? Ведь все вовсе не так обстоит, как их иногда обрисовывают даже некоторые европейские интеллектуалы – пессимисты, представители нового философии пессимизма, Шопенгауеры 21 века?
А так, без кризиса развития не бывает; кризисы, как правило, становятся «зачатием» нового развития. Ведь, по большому счету не подтвердились пророчества Шпенглера, который впервые заговорил о «закате Европы»: да, было много проблем, даже крови и войн, но европейская цивилизация все же выстояла, наверное, выстоит, и на этот раз…