Когда на Кавказе перешли к овцеводству?

Российские исследователи и их коллеги из других стран выяснили, когда именно народы Кавказа и Евразийских степей начали употреблять молочные продукты.

Как передает Axar.az, cтатья об этом опубликована в журнале Nature Ecology & Evolution.

Переход к скотоводству считается одной из важнейших вех в развитии человечества. Животные стали для человека надежным источником пищи материала для изготовления орудий. При этом определить точное время освоения скотоводства нелегко из-за отсутствия письменных источников по этому периоду и редкости материальных артефактов.

Ученые из Института эволюционной антропологии Общества Макса Планка и их российские коллеги исследовали набор белков, сохранившийся в зубном камне 45 людей, живших на территории Кавказа и Понтийско-Каспийской степи 9-3,5 тысяч лет назад. При еде на зубах остаются следы, уникальные для каждого вида молочных продуктов.

Выяснилось, что молочное животноводство в степной зоне Северного Кавказа существовало уже 7 тысяч лет назад. При этом, судя по следам в зубах, люди пили исключительно овечье молоко. Судя по другим археологическим следам, крупный рогатый скот в ту эпоху только забивали на мясо, приносили в жертву и использовали в качестве тягловых животных.

Примерно 4–5 тысяч лет назад рацион скотоводов обогатился козьим и коровьим молоком. Затем наступил период засухи и морозных зим, и люди вновь перешли к разведению овец, которые потребляют меньше воды и лучше переживают холода.

2022.04.27 / 22:59