Зороастрийская религия получила свое название от имени его основателя Заратустры (Зороастра в др.-греч. произношении). Античные авторы временем его жизни называют «периодом царствования Гистаспа, эпохи Моисея или Камбиза; а самого его называют персом, индейцем, персомидийцем, эллином, бактрийцем, жителем континента, «расположенного над Великим морем», ассирийцем, халдеем, памфилийцем, жителем Азербайджана, а также евреем из рода жрецов, жившим в Самирии».
Время жизни и место рождения Заратустры – основателя первой известной пророческой религии в истории человечества, и сегодня остается предметом споров среди исследователей. Существуют научные теории о возникновении зороастризма в Азербайджане, в Средней Азии, на территории современной России – в Пермском крае и на Урале.
В более поздних частях Авесты говорится о том, что Заратустра происходил из небогатого рода Спитамы, его отца звали Порушаспа, а мать – Дугдова. Женился он дважды и имел трех сыновей и трех дочерей.
Согласно Гатам – самой древней и священной части Авесты (автором которых считается сам пророк), вероучение Заратустры не нашло признания на его родине и он, подвергаясь преследованиям, вынужден был бежать в страну правителя Виштаспы, который после определенных колебаний не только оказал покровительство Заратустре, но и принял его веру. «Вслед за царем и царицей в истинную веру обратились отец Виштаспы, старый Аршама Арватаспа, царьский брат Заривари, советник Виштаспы Джамаспа из знатного рода Хвова и его брат Фрашаоштра…
Потом маздаяснийскую веру приняли и один за другим все знатные мужи в царстве Виштаспы, а следом в нее стал обращаться простой люд».

Однако названия обеих стран (родины Заратустры и страны кави Виштаспы) в Гатах не упомянуты, так как слушателям Заратустры они были хорошо известны. По авестийским преданиям, Заратустра был осенен «истинной» верой в 30 лет, после десятилетних скитаний он прибыл в страну Виштаспы, а в 42 года обратил его в свою веру. Согласно тем же преданиям, пророк жил в VI в. до н.э. и был убит туранским черным магом Рвахш Тур, когда ему было 77 лет.
Из этих сведений видно, что учение Заратустры могло получить распространение и дальнейшее развитие именно в стране Виштаспы.
Имя этой ключевой фигуры встречается также в Бехистунской надписи древнеперсидского царя Дария I (522-486 до н.э.). Согласно сведениям этой надписи, Виштаспа был отцом Дария I и в 521 г. был наместником в Парфии, но до этого он мог править и в других областях Средней Азии. Известно, что в то время в средней Азии обитали в основном сако-массагетские племена. В современной научной литературе «к саком относят племена Приаралья, северных и восточных районов средней Азии, Казахстана и Южной Сибири, отличая их от близких по культуре массагетов и скифов Северного Причерноморья». Древнеперсидские надписи различали 3 группы сакских племен: Саки-хаумаварга («варящии хаому – «дурманящий напиток»), Саки-тиграхуда («с остроконечными шапками»), Саки-тьяй-парадарайя («заморские»). Между 545 и 539 гг. до н.э. южная часть Средней Азии до бассейна реки Яксарт (Сырдарья) была захвачена персидским царем Киром II (558-530 до н.э.) и определенная часть саков была покорена Ахеменидами. Источники сообщают о войнах царей династии Ахеменидов Кира II и Дария I с различными сакскими племенами.
Нужно отметить, что этноним «саки» в Авесте отсутствует и вместо него употребляется слово «туры». В науке господствует точка зрения о тождестве туров и саков. Но слово «сака» в древнеперсидских надписях и «сак» у античных авторах – понятия более широкие, чем «тура» или «тур», так как слово «сак» собирательное название и включает также многие другие племена раннего железного века. Скорее всего, собственными саками были соседи Бактрии, по имени которых сначала персы, а затем и греки стали называть всех кочевников средней Азии. А туры были лишь одним из многочисленных племенных объединений Средней Азии. Этическое происхождение и название туров были связаны с именем их мифического предка Тура. Образ жизни туров был оседло-кочевой. В VII-III вв. до н.э. сако-туранские племена объединились в союзы. Во главе этих союзов стояли верховные вожди. Их называли царями. По Авесте, самым известным царем Турана являлся Франграсиан (в иранской мифологии - Афрасиаб), непримиримый враг иранских царей. Как увидим ниже, сам Заратустра, изгнанный из родины своей «общиной», тоже принадлежал к турским племенам, не признавшим его учения. Именно по этой причине как в авестийской, так и в иранской эпической традиции туры (туранцы) изображены как извечные антагонисты учения Заратустры и иранцев. По-видимому, в те времена туры действительно господствовали среди кочевников Центральной Азии.
Как уже говорилось, в Гатах название родины Заратустры не упомянуто, но приведены некоторые сведения о природно-географической среде этой области.
В Авесте Заратустра называется «знаменитым мужем» из Арианам-Вайджа («Арийского Простора»), где находился дом его отца. Также из родословия Заратустры, приведенного в Авесте, видно, что его прадед Манушчитра якобы в свое время был царем Арианам-Вайджы. В книге Видевдат Арианам-Вайджа упоминается как страна, с которой начинается перечень стран добра. В Яштах наряду с Арианам-Вайджа появляется река Вахви-Датия («Благая Датия»), на которой или вблизи которой молятся бог Ахура-Мазда (Яшт V, 17) и пророк.
В стране Арианам-Вайджа находится также священное мировое море Ворукаша, в которую впадает множество рек, а одна река вытекает из него. В этой стране необыкновенно длинная и суровая зима; так, зима там длится 10 месяцев, а лето – лишь два:
И первым делом сотворил я Арианам-Вайджа,
Одну из самых дивных стран у Датии-реки…
Там десять месяцев зима, два – лето. И зимою
Темятся в холоде вода, растенья и земля.
Когда же зима идет к концу, разливы рек могучих
Смывают влагой ледяной селенья и поля.
Арианам-Вайджа «локализуется в научной литературе по-разному: Хорезм, либо местность на берегу Аракса, либо область в междуречье Амударьи и Сырдарьи, либо южнорусские степи и др.». А море Ворукаши принято отождествлять с Аральским или Каспийским морем. Однако из этих морей вода не вытекает. Географические и климатические реалии перечисленных выше местностей тоже не соответствуют реалиям, которые свойственны Арианам-Вайдже. Подобные данные, приведенные в Авесте об Арианам-Вайдже, можно найти в Прибайкалье, где в VII-III вв. до н.э. располагался «наиболее мощный центр культуры скифского мира на Востоке».
«В степях Евразии в скифское время наряду с местными культами сложились и имеющие древнюю подоснову общие скифо-сибирские культы: предков, животных, солнца, растительных сил природы (Древа жизни), а позднее, с V в. до н.э. – культ огня». В общем, «в середине I тысячелетия до н.э… от Дуная на западе до Забайкалья и плато Ордос (Северо-Восточный Китай) на востоке сложились культуры так называемого скифо-сибирского мира».
Так, возвращаясь к географическо-климатическим реалиям Прибайкалья, можно отметить, что в озеро Байкал впадает 336 рек и ручьев (из постоянных притоков), а из него вытекает одна река – Ангара. Говоря о климатических условиях восточных побережных районов Байкала, особенно около Баргузинского хребта, который в Авесте называется Хара Березати («Высокий горный сток»), А.Л. Бочавар пишет: «Около Баргузинского хребта среднегодовая температура 4,4 градуса. Даже летом, в августе редко бывает больше плюс 12,5 градуса… С конца октября до середины мая землю надёжно укрывает от промерзания полутораметровый слой снега».
В Авесте Хара Березати характеризуется как «система высочайших хребтов, окружающих со всех сторон озеро Ворукаша».
Баргузинский хребет располагается в Бурятии и «занимает третью часть побережья озера Байкал на востоке. Он располагается вдоль озера с юга на север… Протяженность хребта составляет 300 км… Среди всех горных массивов, прилежащих к Байкалу, Баргузинские горы наиболее высокие».
В Авесте отмечается, что «вдоль западного и восточного хребта Хара Березати, высоко над землёй сияют сквозные пещеры… Всего этих пещер 180 на востоке и 180 на западе.
В действительности Баргузинский хребет на всем своем протяжении перемежается ущельями.
Вокруг озера Байкал имеются и другие топонимы и гидронимы, аналоги которых можно найти в Авесте. На западе от Байкала их больше, чем на восточном Прибайкалье. Так, согласно иранской мифологии и эпической традиции столицей Турана была крепость Кан, которая, по «Шахнаме», находится на северо-востоке от Сырдарьи. В Авесте тоже этот топоним упоминается. В «Гимне Хварно» при перечислении гор упомянуты «и горы те, что в Канхе» , т.е. вокруг крепости Кан. Из текста Авесты также следует, что здесь обитали туранцы. На Алтае имеется горная степь, которая и ныне называется Канской. А на востоке от нее, на территории Красноярского края течет река Кан. Южнее реки Кан – в Республике Тыва находится река Туран, на берегу которой расположен город Туран. В Иркутской области, на восточном побережье Байкала находится река Киренга, название которой перекликается с авестийской Рангой.
Современное название самого озера Байкал тюркского происхождения и означает «богатое» или «щедрое озеро», так как слово «бай» на древнетюркском языке имеет два значения. Совершенно очевидно, что название это могло появиться только после расселения тюркских этносов в прибайкальских областях. Как известно, тюркоязычные хунны завоевали прибайкальские степи в конце III в. до н. э. и после этого тюркские этносы всегда присутствовали здесь. До прихода же хуннов в Прибайкалье господствовали сако-туранские племена и, по всей вероятности, именно они называли это озеро Ворукашой. И.М. Стеблин-Каменской на основе авестийского языка название «Ворукаша» разъясняет как «Широко изрезанное», «имеющие широкие заливы».
В Авесте Ранга характеризуется как широкая река, «в стремнине» который находится остров. На этом острове тур Йойшта, сын Фрияны, приносил жертву богине Ардвисура.
Вблизи моря Ворукаша тоже жили туранцы, предводителем которых являлся Арэджатаспа. Когда описывается юность Заратуштры, вновь обнаруживается, что его земляки туранцы, среди которых имеются «праведные» люди.
Таким образом, есть все основания полагать, что Заратустра был туранцем и его родина Арианам-Вайджа находилась в прибайкальских степях. В связи с тем, что он свои проповеди начал ещё на родине, то логично думать, что Гаты сложены не на древнеперсидском, а на туранском (сакском) языке. Известно, что языки эти были родственными, но, разумеется, не тождественными. Однако исследователи, ошибочно считавшие Заратустру персом, при сопоставлении языка Гат с языком древнеперсидских надписей VI в. до н.э., выявленные значительные языковые расхождения объясняли их «архаичностью» языка Гат. И на этом основании, т.е. обращая внимание на «архаичность» религиозных текстов, отодвигали эпоху деятельности Заратустры на несколько столетий назад, а иногда до середины II тысячелетия до н.э. Другой причиной отнесения эпохи Заратустры к более отдалённым временам служило то, что ни в одной из надписей ахеменидских царей имя Заратустры не упоминалось, хотя все восхваляли Ахура Мазду превыше других богов. Видимо, причина этого тоже кроется в этнической принадлежности Заратустры; в Авесте туранцы считаются ярыми врагами «истинной веры и противниками иранцев. Кроме того, для ахеменидских царей туранцы были представителями «варварской периферии».

Тем не менее, после прихода к власти Дарий I старался распространить учение Заратустры, но он встретил сильное сопротивление влиятельных вельмож Персии и не хотел вступить с ними в открытый конфликт. Поэтому распространение зороастризма в Иране в эпоху Ахеменидов, по существу, ограничилось верхушкой власти.
А народные массы по-прежнему поклонялись древним божествам природы – Митре (богу солнца), Анахите (богине воды и плодородия) и т.д. Ахеменидские цари, оценив преимущества учения Заратустры как официальной религии, тем не менее не отказались от культов древних богов, которым поклонялись персидские племена. Если у Заратустры Ахура Мазда стал, по существу, единственным богом, а Митра и другие древние боги были объявлены злыми духами, начиная с самого Дария I Ахура Мазда единственным не был, хотя он и почитался выше остальных божеств. Например, Дарий I заявляет в Бехистунской надписи, что Ахура Мазда и другие боги, которые «существуют», помогали ему захватить власть. Позднее, в надписях Артаксеркса II и III, наряду с Ахура Маздой, упоминаются в качестве почитаемых Митра и Анихита. В дальнейшем к ним добавляются и другие древнеиранские божества – Веретрегна, Тир, Хаома Дрваспа, Рашн, Фраварти, Вай, Апам Напат, которые Заратустрой были объявлены дэвами (злыми духами). Цари объявили их язятами («достойными почитания») и поставили ниже Ахура Мазды и Семи Бессмертных Святых, но дозволили обряды и поклонение, несовместимые с учением Заратустры.
Но в знак умиротворения был введен в гражданское летоисчисление календарь Заратустры, как более точный, дополнив названия его месяцев именами язятов Митры и Апам Напата, а так же почитаемых народом духами предков Фраварти.
Ещё при Дарии I учение Заратустры начинает распространяться в Мидии и мидийский город Рага постепенно превращается в центр зороастризма. До этого мидийские маги также придерживались своей древней религии. Однако после подавления восстания мидийского мага Фравартиш в 521 г., Дарий запретил магам совершать свои обряды и заставил их принять учение Заратустры. С целью проповедования новой религии в Мидию был послан один из ближайших соратников Заратустры и советник царя Джамаспа. В Авесте тоже об этом упомянуто: «В то время как остальные страны, признавшие высший авторитет Заратустры, имели собственную рату (судью), в стране Рага таковым является сам верховный глава даэна Заратуштри».
Видимо, Джамаспе удалось убедить мидийских магов в «истинности» новой религии и они её приняли. Имя Джамаспы вошло также в предание о происхождении Ноуруза – самого главного зороастрийского праздника. Абу Рейхан Бируни об этом пишет: «Некий персидский учёный говорит, что причина наречения этого дня Ноурузом следующая: Сабии появились в дни царствования Тахмураса. Когда воцарился Джамшид (Джамаспа – К.Г.), он восстановил религию магов. Это дело, которое случилось в Ноуруз, было названо «новым днём» и его объявили праздником… А некоторые говорят, что Джамшид любил странствовать по разным местам и когда ему захотелось побывать в Азербайджане, он сел на золотой престол и люди понесли его на своих шеях. И когда лучи солнца упали на Джамшида, и люди увидели его, они восхитились и обрадовались и объявили этот день праздником». Необходимо отметить, что в средневековой персидской литературе образ Джамшида отождествляется с Йимой – «прародителем человеческого рода и сыном солнца» в древнеиранской религии, что совершенно безосновательно.
Таким образом, после того как Мидия или Азербайджан становится религиозным центром зороастризма, сюда маги начинают переносить многие святы религиозные понятия и географические объекты зороастризма, в особенности те из них которые находились на родине пророка. Например, понятия, связанные с горным хребтом Хара Березати (Баргузин) переносится на гору Алборз, окружающую Рагу (вблизи Тегерана) и считается, что Заратуштра родился в этом городе. Именно этим можно объяснить двойственность ряда «географических понятий» в Авесте.
Мало информации о зороастризме сохранилось с периода конца ахеменидской эпохи до конца аршакидской (парфянской) эпохи. Тем не менее имеются сведения о наличии в Парфии храмов огня. Документы датированы на основании зороастрийского календаря. Нужно напомнить, что предки аршакидов ещё при Заратустре и Виштапсе стали зороастрийцами. В Денкарте – более позднем зороастрийском сочинении IX в. – сообщается о том, что уцелевшие части авестийского канона ( по зороастрийскому преданию, якобы уничтоженного Александром Македонским) были собраны при аршакидском царе Вологезе I, правившем в I веке. Примерно с того же времени на аршакидских монетах появляются изображения алтарей огня.
Сасанидская эпоха стала важным этапом в упрочении позиции зороастризма в Иране. Ещё с начала II века на западных территориях Ирана появилось христианство, и эта религия постепенно распространялась и на другие области страны. Сасаниды, как и их предшественники – аршакиды, вели непрекращавшиеся войны с римлянами. А христианское население Ирана не только не хотело воевать со своими единоверными братьями, но иногда даже занималось шпионством в пользу римлян. Официальный переход римского императора Константина в христианство сделало всех христиан подозрительными в глазах сасанидов и, чтобы противостоять натиску христианства, они тоже решили иметь «религию писания». Поэтому в сасанидский период зороастризм становится государственной религией, хотя и в ней, наряду с культом Ахура Мазда, существенную роль играли культ Митры, Анахиты и Фраварти.
При Сасанидах (в VI в.) Авеста была редактирована, кодифицирована и записана специально созданным для нее алфавитом из 49 букв. Таким образом, зороастризм во многом превратился в догматическую религию.
С VII века, со времени арабских завоеваний и утверждения ислама, зороастрийцы подвергались гонениям. Многие из них в VII-X вв. переселились из Ирана в Индию, особенно в Гуджарат, где они стали называться парсами. Оставшихся в Иране последователей зороастризма мусульмане называют гебрами. Именно парсами Индии в основном и сохранена уцелевшая часть Авесты, а также остатки некогда обширной зороастрийской литературы на среднеперсидском языке, включая переводы Авесты и комментарий к ней (зенд – Авеста). Но в целом сохранившаяся до наших дней Авеста в 3-4 раза меньше той, которая существовала после ее последней кодификации при Сасанидах.
Камиль Гусейноглы
доктор филологических наук, профессор