Астрономы впервые увидели, как рождается двойная звезда

Планетологи открыли уникальные "звездные ясли", внутри которых формируется не одна, а сразу две звезды. Их обнаружение поможет ученым раскрыть тайны рождения самых крупных светил Галактик и причудливых планет-"татуинов".

Как передает Axar.az со ссылкой на РИА Новости, об этом говорится в статье, опубликованной в Nature Astronomy.

"Мы давно спорили о том, когда именно возникают двойные звезды. Это может происходить как на первых стадиях коллапса молекулярного облака, так и на более поздних этапах жизни "звездных яслей". Наши наблюдения четко показали, что двойные звезды возникают очень рано", — заявил Ичэнь Чжан (Yichen Zhang) из Центра передовых исследований RIKEN в Сайтаме (Япония).

Большинство звезд в Млечном Пути, как сегодня считают ученые, обитают в пустоте космоса не в гордом одиночестве, как Солнце, а в составе двойных или тройных звездных систем. К примеру, ближайшая к нам звездная "семья" состоит из трех светил – двух солнцеподобных желтых карликов, Ригеля Кентавра (Альфа Центавра A) и Толимана (Альфа Центавра B), и красного карлика Проксимы.

В прошлом некоторые астрономы считали, что звезды всегда рождаются по одиночке и лишь потом могут формировать пары или тройки. Первое же детальное изучение свойств двойных звезд и их "перепись" показала, что это не так – они рождаются внутри одних и тех же газопылевых облаков и проводят всю жизнь в компании друг друга.

Проверка этой гипотезы и раскрытие тайн рождения двойных и тройных звезд, как объясняет Чжан, было затруднено тем, что подобные светила формируются в центральных регионах "звездных ясель". Они скрыты от нас под толстой "шубой" из пыли и газа, непрозрачной для видимого света и многих других видов электромагнитных волн.

По этой причине астрономы раньше никогда не находили полноценный "зародыш" двойной звездной системы, который бы мы видели на самых первых стадиях его развития. Это мешало раскрытию механизмов образования подобных звездных семей и вычислению типичной частоты их рождения.
Чжан и его коллеги сделали первое открытие такого рода, изучая крупное газопылевое облако IRAS07299-1651, расположенное в созвездии Кормы на расстоянии в 5,5 тысячи световых лет от Земли, при помощи микроволнового телескопа ALMA.

Данная обсерватория, как объясняют ученые, видит даже самые холодные скопления газа и пыли во Вселенной. Это позволяет использовать ее для поиска абсолютно невидимых объектов, таких как зародыши звезд и черные дыры, наблюдая за тем, как они "перемешивают" окружающее пространство и поедают окружающие их газопылевые облака.

Ее инструменты помогли ученым найти внутри IRAS07299-1651 сразу два зародыша очень крупных звезд, удаленных друг от друга на крайне малое расстояние, около 180 астрономических единиц, средних дистанций между Землей и Солнцем. Их общая масса примерно в 18 раз выше, чем у нашего светила, а один виток вокруг компаньона каждая звезда совершает примерно за 600 лет.

Наблюдения за движением газа вокруг них показали, что оба светила возникли в результате появления очагов нестабильности в газопылевом диске, внутри которого формировалась более крупная звезда. Он разбился на несколько частей, две из которых стали прародителями пары еще не сформировавшихся голубых гигантов, чья масса будет примерно в 12 и 6 раз выше солнечной.

Общее происхождение газопылевых дисков этих звезд, как считают Чжан и его коллеги, говорит о том, что они начинают формироваться на самых ранних этапах эволюции "звездных яслей". В ближайшее время ученые планируют найти другие подобные объекты при помощи ALMA и поверить, является ли IRAS07299-1651 исключением из правил или примером того, как рождаются почти все двойные звезды.

2019.03.20 / 09:28