В центре галактики обнаружили "фонтан"

Астрономы впервые обнаружили сверхмассивную черную дыру, формирующую замкнутый цикл из выбрасываемого и падающего обратно холодного молекулярного газа, сообщает Science Alert. Черная дыра расположена в центре галактики Abell 2597, находящейся на расстоянии миллиарда световых лет от Земли.

"Это, возможно, первая система, в которой мы сумели найти четкие свидетельства и притока холодного молекулярного газа в черную дыру, и его оттока с исходящими оттуда джетами (струй плазмы )", — приводит издание слова Гранта Тремблея из Гарвард-Смитсоновского центра астрофизики.

При этом Science Alert уточняет, что газ, естественно, не исходит из самой черной дыры. Гравитация дыры притягивает его к себе, из-за чего образуется аккреационный диск, притягивающий другие частицы газа. Некоторые из них распределяется на полюсах диска — именно она и образует мощные джеты, движущиеся с околосветовой скоростью.

Затем материя возвращается в питающую аккреационный диск нитевидную туманность, расположенную в центре галактики. После охлаждения горячих струй происходит конденсация газа, а затем образуются облака из молекул угарного газа, которые потом направляются к черной дыре и цикл начинается с начала.

2018.11.08 / 09:30