Физик имитировал излучение от черной дыры

Главная страница Актуально

Ученые подошли вплотную к созданию в лабораторных условиях излучения от черных дыр. Так, Джеффу Штайнхауэру (Jeff Steinhauer) из Израиля с помощью лазера удалось создать квантовый аналог черной дыры и наблюдать излучение, свойства которого во многом схожи с радиацией Грибова-Хокинга. Результаты своих исследований ученый опубликовал в журнале Nature.

Излучение Грибова-Хокинга предполагает испарение черной дыры вследствие квантовых флуктуаций, связанных с образованием пар виртуальных частиц. Одна частица из такой пары улетает от черной дыры, а другая — с отрицательной энергией — «падает» в нее, сообщает Известия.az со ссылкой на ЛентаРу.

Впервые о возможности такого явления высказывался советский физик-теоретик Владимир Грибов. А в первой половине 1970-х годов, после визита в СССР, Стивен Хокинг опубликовал работу, в которой предсказал существование излучения черных дыр (называемое излучением Хокинга в англоязычной литературе или Грибова-Хокинга в русскоязычной).

В своей экспериментальной установке Штайнхауэр наблюдал, по его словам, усиление излучения Грибова-Хокинга. С этой целью ученый создал область сверхзвукового движения в ультрахолодном конденсате Бозе-Эйнштейна. Этот участок пространства, движущийся с постоянной скоростью, играл роль, аналогичную горизонту событий в черной дыре.

В качестве материи конденсата Штайнхауэр использовал атомы рубидия, охлажденные до менее чем одной миллиардной доли градуса выше абсолютного нуля. При таких температурах вещество ведет себя коллективным образом как одна большая частица.

С помощью лазера израильский ученый заставил квантовую жидкость течь быстрее скорости звука. Невозможность покинуть горизонт событий частицами с отрицательной энергией ученый сравнил с пловцом, который не может преодолеть сильное течение, против которого он движется.

2014.10.13 / 22:34